"ДЖАЗ В РОССИИ" -
лучший музыкальный сайт 2002 года
(интервью минскому журналу "Джаз-квадрат", апрель 2002) Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и
предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом
Мошковым.
Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz-квадрат лучший
русскоязычный журнал о джазе и одновременно самый худший, - смотря как
взглянуть (да еще учитывая, что выбора-то нет). Насколько отличается твое
ощущение быть лауреатом Национальной Интернет Премии за лучший музыкальный
сайт от нашего чувства "лидирующего одиночества"?
- Никакого одиночества не ощущалось, поскольку предварительный отбор
сайтов по нашей категории оставил 150 экспертам Российской академии
Интернета для обсуждения не один, не два, а 37 ресурсов, из которых и были
выбраны пять финалистов-номинантов. Из них по крайней мере два - Zvuki.Ru
и Blues.Ru - были нам не просто реальными, а очень реальными конкурентами
(Zvuki в прошлом году уже были лауреатами этой премии). В общем,
качественных музыкальных ресурсов на русском языке в Интернете не так уж и
мало. Что же до ресурсов джазовых, то да, русских - кроме нас - немного.
Но мы стараемся равняться вовсе не по русским сайтам сходной тематики, а
по международным. Allaboutjazz.Com, Jazzcorner.Com, Downbeat.Corn и
Jazztimes.Com - какое уж тут одиночество. И даже на их фоне мы себя
довольно уверенно чувствуем, надо сказать.
С первого взгляда видно, что Jazz.Ru всегда ориентировался на верхнюю
планку, и не надо быть экспертом, чтобы признать его неоспоримое и
заслуженное лидерство. Но интересно заметить, что лидирующие российские и
мировые сайты создавались одиночками-энтузиастами не как профессиональные
проекты, а как хобби. Это и Jazz.Ru, и ваш конкурент Blues.Ru (хотелось бы
также поздравить его руководителей Федора Романенко и Андрея Евдокимова с
выходом в финал), и Allaboutjazz.Com (созданный Майклом Риччи в свободное
от основной работы время). Все эти сайты были созданы примерно в одно и то
же время и имели похожие истории развития - скромное финансирование
технической части проекта и практическое отсутствие финансирования
творческой части. Насколько успех Jazz.Ru зависел от разницы между
понятиями "за деньги из-под палки" и "задаром с удовольствием"?
- Не зависел вообще. Как самодеятельный ресурс он просуществовал меньше
года. Когда я присоединился к "Джаз.Ру" летом 1998 г., его основатель Петр
Ганнушкин уже вел переговоры о его продаже. В августе 98-го ресурс был
куплен компанией "Богема Мьюзик", и с тех пор существует как электронное
средство массовой информации, принадлежащее этой компании. "Богема"
совершенно правильно рассматривает "Джаз.Ру" как не слишком дорогой, но
достаточно эффективный инструмент воздействия на рынок, а точнее -
инструмент создания и развития рынка, его информационного насыщения, без
которого рынок развиваться не будет, и, следовательно, не будет
развиваться бизнес самой компании (которая занимается изданием джаза,
классики, духовной музыки и фольклора на CD и организацией фестивалей,
концертов и гастролей, в основном в области джаза). Конечно, рынок этот
небольшой, и "Богема" не может тратить на содержание "Джаз.Ру" большие
средства. Но что они могут - они делают, и делают исправно. У нас свой
сервер, свой канал, редакционное помещение, рабочие места, вот только что
в сотрудничестве с телекоммуникационной фирмой "Телмос" мы открыли новый
проект - джазовое веб-радио на отдельном сервере и отдельном стомегабитном
канале. В этот радиопроект будет многое вкладываться, он разделится на
несколько каналов разного формата и содержания.
Так что будучи реалистами, мы не можем жаловаться. Больше того, мы и сами
начинаем зарабатывать деньги - пока маленькие, недостаточные, чтобы
приносить прибыль, но вполне реальные: реклама коммерческих музыкальных и
околомузыкальных проектов на "Джаз.Ру" оказалась весьма эффективной,
потому что идет на пусть не слишком широкую, но очень специализированную,
целевую аудиторию.
Спасибо за откровенный ответ и сеанс "делового стриптиза". С другой
стороны, это право сильного - говорить "про это" вслух, а не фальшиво
подпевать "прекрасную песню о свободе слова и средств массовой
информации". Но, признав тот факт, что Jazz.Ru является полноправным
участником музыкальной индустрии, ты упустил очень обширную часть вашей
деятельности, которая напрямую с индустрией не связана, а именно -
информационную поддержку отдельных музыкантов, джазовых фестивалей и массу
других проектов. Каким образом Jazz.Ru удается совмещать потребности
индустрии и бескорыстную подвижническую деятельность?
- Все просто: у нас есть внутренний документ под названием "Основы
информационной политики Джаз.Ру", там четко определяется, какие
информационные услуги (и кому) мы оказываем за деньги, а какие -
бесплатно, ради информационного насыщения рынка (в развитии которого
кровно заинтересованы прежде всего сами музыканты). Я, вообще говоря, не
вижу никакого "стриптиза" в деловом подходе; это - единственно возможный
для выживания столь узкоспециализированного СМИ подход. Кроме того, мы же
СМИ, главная часть нашего сервера - это еженедельный журнал. Мы считаем,
что журнал должен охватывать возможно более широкий поток информации. Его
ширина ограничивается только нашими физическими возможностями. То же
касается клубно-концертных афиш Москвы, Петербурга, Ростова, Ярославля...
(список будет расширяться) - это третий по посещаемости ресурс на
"Джаз.Ру", он приводит к нам аудиторию, и мы сами заинтересованы в
существовании этих афиш не меньше, чем клубы и организаторы концертов. То
же касается страниц музыкантов (хотя, увы, в связи с тем, что наши
физические возможности-таки ограничены, очередь на обновление страниц и
тем более на открытие новых достигла угрожающей, неприличной длины;
разрешить эту ситуацию может только появление у нас еще одной штатной
единицы, на что мы очень надеемся).
Короче, все, что общественно значимая массовая информация - это бесплатно.
Все, что пиар и реклама - требует включения официального договора
("Богема" - "белая" фирма), в котором прописывается, какой объем
информационных услуг мы представляем и на каких условиях. Это не всегда
денежные отношения, кстати. Часто это "бартер" - размещение нашего
логотипа, в котором содержится наш узнаваемый URL, на печатной продукции
того или иного мероприятия; это привычная для российских СМИ схема,
которая называется "информационная поддержка". Мы вам - не только внесение
анонса в афишу и публикацию его в журнале, но подробные рекламные
материалы по вашему мероприятию, вплоть до создания специальной страницы
на сервер с выносом анонса на первую, входную страницу, которую ежедневно
открывает почти тысяча человек; а вы нам - наш логотип на афишах, билетах,
буклетах, который принесет нам еще некоторое количество постоянных
посетителей. Честная схема, как мне кажется.
С точки зрения делового подхода схема почти идеальная, но я не думаю,
что она - главная причина присуждения награды. На мой взгляд, содержание
JAZZ.RU существенно отличается от многих музыкальных сайтов умением
правильно использовать интерактивные возможности Интернета, а не слепо
копировать традиционные СМИ. Каково твое мнение о месте музыкальных сайтов
по отношению к журналам, радио, телевидению, и что ваши посетители могут
ожидать на Jazz.Ru из того, что им не могут предоставить традиционные СМИ?
- Тут у меня двоякие ощущения. Первое ощущение касается отличия от других
сайтов, серверов, порталов и т.п.: оно в том, что сам я никакого отношения
к так называемому "Рунету", или "деятелям российского Интернета", не имею
и не стремлюсь иметь. Я - не "интернетчик", не "компутерщик", не "кульный
хацкер" и не "крутой программер". Я - журналист, я учился на журфаке МГУ,
до "Джаз.Ру" работал и на телевидении, и - много лет - на радио, и много
публиковался в печатных СМИ, и был редактором отдела в информационном
агентстве... Я уверен, что успех "Джаз.Ру" - это результат того, что во
главу угла в проекте была поставлена не некая абстрактная идея типа "а вот
сляпаем портал, и чтобы графика набралось немеряно, а потом продадим", а
желание создавать качественный контент, то есть содержимое - текст,
картинки, музыку.... Слишком многие интернет-проекты - не обязательно
музыкальные - живут тем, что ИСПОЛЬЗУЮТ контент. Мы же его СОЗДАЕМ.
Я, поверь мне, ощущаю разницу; почти каждый день я получаю серьезные
предложения от этих супер-пупер-мега-гипер-порталов, новейших
информационных проектов, развлекательных конгломератов и тому подобных
интернет-монстров, которые у-ж-ж-ж-жасно красиво выглядят и сделаны по
самой что ни на есть передовой технологии. Все предложения сводятся к
одному и тому же: давайте мы на вас ссылочку поставим, а вы нам будете
бесплатно отдавать ваш контент. И всем этим людям я задаю один и тот же
вопрос: хорошо, я понимаю, в чем тут ваш интерес, но объясните мне - в чем
же тут НАШ интерес? И, знаешь, им нечего ответить - потому что они в массе
своей создают отличные, технически передовые розетки, в которых нет тока,
а мы (при нашей технической простоте - ты будешь смеяться, узнав,
насколько просто технологически устроен "Джаз.Ру"!) стараемся подавать в
сеть ток. То есть - выполнять обычную задачу масс-медиа, как их понимает
теория журналистики: собирать общественно значимую информацию и доставлять
ее общественности, в нашем случае - довольно узкому ее слою, который,
несмотря на свою узость, несомненно имеет право на удовлетворение своих
информационных потребностей.
Здесь мы подходим к ощущению второму - о месте веб-медиа по отношению к
традиционным СМИ и разнице между ними. Разница только в том, что мы
работаем на иных технологических принципах, и наши технологические основы
предоставляют нам большой простор. Мы можем быть очень оперативны - именно
поэтому наш еженедельный журнал "Полный джаз" может заниматься всем, от
вопросов теории и истории джаза до самой что ни на есть ежедневной
текучки. Мы не скованы объемом (эфирным часом, количеством знаков на
полосе и т.п.), поэтому наши авторы могут быть сколь угодно (в разумных,
естественно, пределах) подробны и кропотливы: коль скоро это интересно
читать и важно для читателей, мы публикуем почти все.
Кстати, об авторах: для меня - большая честь и гордость, что нам удалось
выстроить доверительные и обоюдополезные отношения с огромным количеством
высококвалифицированных авторов со всего мира. Среди них - и простые
любители джаза, которые регулярно присылают нам интересные, глубокие и
квалифицированные наблюдения за джазовой жизнью в тех городах, где они
живут. Среди них - и фантастически значимые имена. Я испытываю, например,
колоссальную благодарность к создателю и патриарху отечественного
джазоведения Леониду Борисовичу Переверзеву, который сделал нам царский
подарок - прислал для публикации солидную пачку своих ранее не
публиковавшихся интереснейших текстов. Я глубоко признателен Алексею
Николаевичу Баташеву за то, что он, испытывая некоторую настороженность ко
мне, в частности (как человеку совершенно другого поколения), и к проекту
в целом, считает возможным время от времени публиковать в "Полном джазе"
некоторые свои материалы - как обычно, изящные, точные и глубокие. И еще
одно событие последних месяцев (скажи мне кто-нибудь еще два года назад,
что это может случиться - не поверил бы): мы удостоены чести публиковать
фрагменты из уникального документа отечественной джазовой истории -
воспоминаний легендарного трубача Андрея Товмасяна!
Это - о качестве нашего контента.
Ну и, конечно, чисто интернетовские технологии мы стараемся использовать
все шире и шире. Как я уже говорил, у нас есть Веб-радио в двух форматах -
Real Audio, которым в мире очень широко пользуются, и Windows Media,
который при той же толщине потока дает субъективно более высокое качество.
Отдельные звуковые файлы в Real Audio (в основном на персональных
страницах музыкантов) мы размещаем вообще почти с самого начала - с 98-го.
Правда, вот МРЗ у нас нет и не может быть; во-первых, это - авторские
права, а мы легальный сервер; во-вторых - наш канал имеет конечный объем,
и забивать его образующимся при скачивании МРЗ графиком мы не можем.
У насесть форум - не очень оживленный, но очень специальный и глубокий;
туда ходят такие специалисты со всего мира (от Еревана до Сан-Франциско),
что на любой сложный вопрос по джазу отвечают в полдня. Наконец, у нас
есть чат, и там не только ежедневно общаются джазолюбы со всего, опять же,
мира (постоянные посетители - из Мичигана, Австралии, Питера, Сибири,
Украины, Москвы и т.д.), но и проходят встречи с музыкантами, которые
превращаются в интереснейшие коллективные интервью (из последних отмечу
встречи с Аркадием Шилклопером и Алексом Ростоцким).
Подводя итог, хочу сказать, что мы действительно не копируем традиционные
СМИ, но и не кичимся своей Интернет-особенностью. Мы стараемся
использовать лучшие стороны обоих миров - онлайна и оффлайна. Только на
этом пути мы можем реализовать свою стратегическую задачу - развивать
"Джаз.Ру" как информационный конгломерат, на котором нарастает, и чем
дальше - тем больше, не только интернет-контент, но и производство
контента для традиционных СМИ (журналов, радиостанций и т.п.). Более
подробно об этих планах, кажется, говорить еще рановато, но они вполне
реальны.
Беседовал Анатолий КИРЮШКИН JAZZ-КВАДРАТ №3
(40),2002