www.moshkow.net
на главную
ENGLISH

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - 4-е издание (2019)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! - 4-е издание (2019)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи 1996-2018
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) 1997-2018
new лекции о музыке (с 2013)
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
cyril moshkow's english blog

Cyril Moshkow

Create Your Badge

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2020
© design, content, photos
hosted by REG.RU

 

Джаз в новой России: 1991-2000

Материал подготовлен для готовящейся к изданию Джазовой энциклопедии

© Кирилл Мошков, 2000

Предыдущая глава

ДЖАЗ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
Безусловно, крупнейший центр развития да и просто бытования джаза в России в 90-е годы - Москва. Десятимиллионный (по самым скромным оценкам) мегаполис, естественно, предоставляет музыкантам куда больше рабочих мест, чем пусть даже миллионный областной центр. Но тем не менее во многих регионах страны существуют и даже укрепляются локальные джазовые школы, сообщества, центры притяжения.
Так, восточнее Урала крупнейший такой центр притяжения - Новосибирск. Обладая значительными местными музыкальными кадрами, в том числе и джазовыми, столица Сибири не просто один из трех крупнейших городов за Уралом - это мощный культурный центр с большими традициями, в том числе и джазовыми. В 60-е - 70-е и позже именно новосибирский Академгородок был одним из всесоюзных центров джазового притяжения, непременным пунктом гастрольных поездок - в первую очередь благодаря уникальной аудитории, состоящей из сотрудников множества НИИ Сибирского отделения Академии наук. Высокообразованная аудитория, естественно, была куда лучше подготовлена и расположена к восприятию джаза, чем средняя по стране. Традиции эти выжили и в 90-е, хотя дела в Новосибирске уже и не те. Кроме того, в Новосибирске есть главный элемент кристаллизации джазовой жизни, без которого она оставалась бы спорадически-гастрольной даже и при наличии сколь угодно хорошо подготовленной аудитории - джазовые энтузиасты. Их тут достаточно, чтобы образовались даже определенные "партии" или "группировки". Немаловажную роль играет и тот факт, что в Новосибирске есть консерватория, где преподают лучшие джазовые музыканты города.
Одно из ярких явлений новосибирской джазовой жизни в 90-е - биг-бэнд под управлением альт-саксофониста Владимира Толкачева, некоторое время носивший наименование "Евросиб Интернейшнл Биг-бэнд" (по наименованию своих спонсоров), впоследствии же обретший государственный статус при Новосибирской филармонии. К сожалению, в грамзаписи зафиксирована только одна программа этого оркестра, записанная в 1991-93 гг. и на компакт-диске выразительно названная "Школьная тетрадь" - незатертые, но и не слишком замысловатые версии биг-бэндовой классики. Зато программы второй половины 90-х, когда в оркестре работали лучшие новосибирские солисты, находившиеся в очень хорошей форме, даже на фоне искушенных московских бэндов Анатолия Кролла и Олега Лундстрема выглядели очень сильно и оригинально.
Новосибирск, как и любой крупный джазовый центр, испытывает, конечно, определенную текучку кадров: как из Москвы музыканты уезжают в Европу и США, так из Новосибирска едут в Москву и другие города. Только в 1998-99 гг. из Новосибирска уехали по крайней мере два ведущих музыканта - трубач Андрей Лобанов, поселившийся в Москве и играющий в биг-бэнде Игоря Бутмана, и пианист Евгений Серебренников, ставший участником Краснодарского муниципального биг-бэнда п/у Георгия Гараняна. Есть и еще одна кадровая потеря - пианист Игорь Дмитриев (лидер "Старого трио"), но это другая история - он, наоборот, уехал в Горно-Алтайск, углубившись в религиозные поиски. Зато ряд талантливых музыкантов из других городов Сибири - Барнаула, Новокузнецка, Иркутска - напротив, перебрались в Новосибирск.
Одна из главных, если не главная фигура в новосибирском джазе - барабанщик Сергей Беличенко. Музыкант-самоучка (врач по основной профессии), он появился на джазовой сцене в начале 60-х и с тех пор, помимо исполнительства, не оставлял самых разнообразных организаторских проектов. В первой половине 90-х наиболее заметный - радиостанция "Ермателль" (от сочетания имен "Ермак" и "Телль"), в середине - лейбл грамзаписи "Ермателль", выпустивший в 1994-97 гг. около двух десятков наименований CD из своей титанической коллекции сделанных в Новосибирске записей как местных музыкантов, так и выступавших в городе многочисленных гастролеров. Во второй половине 90-х Беличенко - директор джазового департамента Новосибирской филармонии и фактически монополист на джазовую концертно-гастрольную деятельность в городе. Проводимый им ежегодный фестиваль (в конце 90-х принявший название "Транссиб-Интерджаз") может служить образцом разнообразия как жанров, так и форм проведения (трижды - в 1978, 88 и 97 гг. - в его рамках проводился даже музыковедческий симпозиум!), ежегодно собирая по несколько десятков музыкантов из России, США и стран Европы.
Еще ряд энтузиастов олицетворяют собой джаз в других сибирских городах. Пианист Анатолий Берестов еще с начала 80-х проводит в закопченном промышленном Новокузнецке ежегодный фестиваль "Джаз у старой крепости"; в 90-е в городе успешно работает уникальный клуб "Геликон", которым он руководит. Несколько раз в неделю в клубе играют местные музыканты, но главное - Берестов охотно приглашает в свой клуб массу отличных гастролеров, как российских, так и зарубежных, делая таким образом Новокузнецк (даже не областной город!) одним из непременных пунктов любого джазового гастрольного маршрута в России. Уникальность клуба - еще и в помещении, которое он занимает: поищите в крупных городах джаз-клуб с пятисотместным залом, студией, офисами, отдельно расположенным рестораном и даже ванной для музыкантов! (Последний элемент всегда производит огромное впечатление на заокеанских гастролеров, у себя на родине привыкших к крайне скромному бытованию джазовых исполнителей).
В Томске главное действующее лицо - басист Асхат Сайфулин. Хотя никакого клуба в городе нет, практически ежемесячные концерты ведущих сибирских музыкантов и регулярные гастроли ведущих музыкантов страны делают джазовую жизнь города достаточно интересной. Особо следует отметить именно концерты сибиряков, которые в Томске во второй половине 90-х стабильно собирают по крайней мере не меньшие залы, чем гастроли московско-петербургских знаменитостей.
Идет джазовая жизнь и в Красноярске, поделенная между Джазовым центром пианиста Якова Айзенберга (который, судя по его собственной книге, и есть джаз в Красноярске) и всеми остальными городскими музыкантами.
В то же время в таких крупных сибирских центрах, как, скажем, Омск или Кемерово, нет заметной джазовой жизни (хотя есть определенное количество джазовых музыкантов). Так, в Омске первый регулярно работающий джаз-клуб появился только в конце 90-х, а в Кемерово его и вовсе нет, более того - некоторые известные кемеровские музыканты в течение 90-х по одному уезжали в другие города, в первую очередь в Москву. Здесь, как и в десятках других городов, энтузиастов-организаторов не нашлось.
В Уральском регионе достаточно интересная джазовая жизнь есть в Челябинске; при этом в Екатеринбурге, хотя и проводится джазовый фестиваль, своей (заметной со стороны) джазовой жизни практически нет - при том, что в городе есть консерватория и он знаменит своей весьма сильной и разнообразной школой рок-музыки, и в нем работает такой сильный интержанровый композитор, как Александр Пантыкин.
Весьма интенсивна джазовая жизнь в Поволжье. В Волгограде в конце 90-х городское управление культуры возглавляет джазовый альт-саксофонист Анатолий Воронов, в составе своего мини-бэнда из 9-10 человек воспитавший ряд интересных солистов, в первую очередь - альтиста Дениса Швытова, в конце 90-х занявшего весьма заметное место на молодой джазовой сцене Москвы. Еще один потрясший Москву в конце 90-х самородок-саксофонист, Дмитрий Мосьпан, уже в 14-летнем возрасте поразивший знатоков высокотехничным "колтрейновским" звучанием, тоже родом из Волгограда.
Саратов издавна был крупным музыкальным центром благодаря своей консерватории и сильной филармонической деятельности. Самый известный джазмен из Саратова - пожалуй, бэндлидер и пианист Николай Левиновский (впрочем, в 90-е годы уже игравший не на российском, а на американском поле). Но и в конце 90-х в городе действует джаз-клуб, музыкальные учебные заведения (в том числе и детские музыкальные школы) готовят джазовых музыкантов, регулярно проводятся фестивали (как собственные, так и в рамках "Джазовой провинции" - см. ниже). Ряд саратовских музыкантов успешно работает в Москве; к примеру, в 1995-99 гг. в Москве работало и выпустило интересный CD "Столпотворение" трио "Эстамп", двое участников которого - из Саратова.
Ряд интересных музыкантов, работающих в Москве, происходят из Пензы (к примеру, джаз-рок-группа "Модус"/"Сиреневый Оркестр", в течение 1994-99 гг. выпустившая в Москве несколько интересных CD); в 90-е гг. в этом городе продолжала существовать сильная академическая школа, ряд представителей которой - особенно самые молодые - отдают должное и джазу.
В Нижнем Новгороде есть консерватория, но местные музыканты привычно говорят, что сильных джазменов в городе нет (хотя в абсолютном исчислении, заметим, их довольно много). Однако есть свои энтузиасты - продюсер Александр Емельянычев и руководитель радиостанции "Европа + Нижний Новгород" Владимир Уланов, которые не только организуют прекрасный ежегодный фестиваль "Джаз в России" на протяжении всех 90-х гг., но и вне его рамок проводят в Нижнем гастроли самых интересных джазовых музыкантов - например, только во второй половине 90-х там побывали такие звезды, как гитарист Джон Аберкромби, вибрафонист Джо Локк или трубач Рэнди Бреккер. Что же до фестиваля, то он ежегодно представляет нижегородцам малоизвестных в нашей стране, но высококачественных музыкантов из США и европейских стран (Испания, Франция, Германия, Италия, Швейцария. Нидерланды...), а также полный спектр российских джазовых звезд. Иногда Емельянычев и Уланов и сами инициируют интересные проекты - например, состоявшийся в декабре 1994 г. В Нижегородском Доме актера совместный концерт таких разных музыкантов, как валторнист Аркадий Шилклопер, барабанщик из Архангельска Олег Юданов (экс- "Архангельск" Владимира Резицкого) и пианист из Риги Александр Смирнов. Кроме того, в Нижнем со второй половины 90-х действует регулярный джазовый клуб, куда регулярно ездят выступать молодые московские джазмены (молодые - потому что клуб не может платить больших гонораров).
Достаточно важный центр джазовой жизни Поволжья - Самара. В 90-е здесь формообразующий элемент - пианист Григорий Файн, который регулярно проводит в Самарской филармонии (солистом которой он является) собственный концертный абонемент. За годы его проведения гостями абонемента стали десятки ведущих российских джазовых музыкантов.
Джаз-клуб работает в конце 90-х гг. в Казани. Вообще говоря, казанская джазовая жизнь достаточно разнообразна, и ряд музыкантов весьма активны на местной сцене (например, ансамбли пианиста Евгения Борца). Казань - весьма важный гастрольный пункт на карте России; многие гастролеры приезжают сюда по характерной скорее для Сибири "экономичной" схеме - солист приезжий, а аккомпанирующий состав местный (регулярный пример - сотрудничество трио Евгения Борца и живущего в Москве саксофониста Игоря Бутмана).
Начиная с 1997 г., на джазовой карте страны возникает новый важный центр - Курск. Конечно, джазовая жизнь в городе шла и раньше: ведь Курское музучилище было одним из первых в стране, где в 1974 г. было открыто эстрадно-джазовое отделение! С тех самых пор в джазовой жизни города главную роль играл выпускник Казанской консерватории пианист Леонид Винцкевич. Его очень успешный и новаторский дуэт с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу, начиная с 1984 г., сделал Винцкевичу имя не только на советской, но и на мировой сцене - еще в 1989 г. дуэт выступил в США на фестивале Лайонела Хэмптона, в течение 90-х гг. повторив эту поездку еще пять раз; успешными были также выступления на фестивале North Sea в Нидерландах и на многих других джазовых форумах. Известность им снискала необычная музыка, в которой в равных пропорциях смешиваются импровизационный язык джазового авангарда, мышление более традиционных пластов джаза и гармонический язык одновременно и эстонского, и русского фольклора. В 90-е дуэт регулярно выступал в Европе (Германия, Финляндия и др. страны), но Винцкевич не оставлял надежды сделать свой город джазовым центром - ведь еще в 1990-м ему удавалось привозить сюда американских и французских джазовых музыкантов, с которыми он и Лембит познакомились на Западе! Благодаря финансовой поддержке Российского Фонда культуры начиная с 1997 г. эта идея стала воплощаться в жизнь, и в 1998-м ряд городов Центральной России впервые оказались охвачены уникальным передвижным фестивалем "Джазовая провинция", в течение которого на сценах Курска, Орла, Тулы, Тамбова, Воронежа, Липецка, Белгорода и Москвы выступили почти полтысячи (считая местные составы в городах проведения) музыкантов из России, США, Франции, Эстонии и Украины. Летом 1999 г. фестиваль был повторен с еще большим размахом - маршрут включал Калугу, Брянск, Орел, Курск, Москву, Липецк, Тамбов, Белгород, Волгоград, Саратов и Пензу, а музыкантов на сцены этих городов выходило свыше 600!
Фестиваль выявил значительные местные силы в городах проведения. Так, в Брянске обнаружился недурной биг-бэнд, а в Белгороде - целых два (один из них - очень сильный, принадлежащий городскому Центру музыкальной культуры). Впрочем, главными звездами фестиваля были все же не локальные музыканты, а национальные звезды - скрипач из Петербурга Давид Голощекин, дуэт Винцкевич-Саарсалу, пианист Игорь Бриль, аккордеонист Владимир Данилин, саксофонисты Олег Киреев, Анатолий Герасимов...
Еще один яркий центр - Уфа. После большого всплеска джазовых сил в Башкирии, начиная с середины 90-х, наступило определенное затишье: часть музыкантов (например, группа "Транс-Атлантик" клавишника Сергея Чипенко) перебралась в Москву, часть - в еще более дальние края (Германию, США и даже... Таиланд, король которого оказался большим любителем джаза). Однако в 1996 г. в Уфу после долгих странствий по Европе и Америке вернулся тенор- и сопрано-саксофонист Олег Киреев, который от этнического (с башкирским колоритом) джаз-рока конца 80-х обратился к крепкому традиционному пост-бопу. Филармонический абонемент Олега и проводимый с его участием ежегодный фестиваль создали в башкирской столице весьма искушенную и требовательную публику.
Большие джазовые традиции существуют в Ярославле. Здесь есть как бы две "джазовые партии" (впрочем, довольно мирно сосуществующие): Городской джазовый центр во главе с Игорем Гавриловым и образование под названием "Ярославская джазовая инициатива", основную роль в котором играет очень сильный ансамбль "Плюс Один" пианиста-клавишника Вадима Майнугина. Ансамбль этот весьма активно гастролирует и активно приглашает гастролеров: так, именно с его ритм-секцией играли в Ярославле такие гиганты, как саксофонист Бенни Голсон и трубач Валерий Пономарев (и дюжина других, не менее интересных гастролеров).
Маленький подмосковный Обнинск, благодаря председателю городского джаз-клуба Давиду Гонюху и другим энтузиастам, но главное - образованной и искушенной аудитории энергетиков и ученых-атомщиков с расположенной здесь же АЭС, тоже имеет статус непременного остановочного пункта всяких длительных гастролей по России.
Есть джазовые центры и в северном регионе европейской России. Хотя в течение всех 90-х гг. близлежащий Петербург вытягивал множество музыкантов из Петрозаводска (самая главная потеря столицы Карелии - пианист Андрей Кондаков, впрочем, переехавший в Ленинград еще в конце 80-х), там продолжает существовать достаточно крепкая местная джазовая школа, что приятно - с большой долей молодых музыкантов, ориентированных на современные джазовые стили.
Раз в два года на протяжении всех 90-х гг. проводился джазовый фестиваль даже в Мурманске - самом северном городе европейской части России. "Арктика-Джаз" - фестиваль, собирающий и местных музыкантов, и соседей из близких Норвегии, Финляндии и Швеции.
Но главный джазовый центр Севера, без сомнения - Архангельск. Еще в конце 70-х город породил свое самое своеобразное джазовое детище - джаз-ансамбль "Архангельск" п/у альт-саксофониста Владимира Резицкого. Бурные акции и хэппенинги эпохи "перестройки" остались позади, и в 90-е Резицкий занимался не только музыкой, но и организацией Архангельского фестиваля, получившего широкое признание у представителей новой импровизационной музыки со всех краев света. В октябре 1997 г. проводился юбилейный, XV архангельский фестиваль "Транзит", в котором принимали участие крупные международные авангардные силы - Мэрилин Криспелл (США), дуэт Владимир Миллер - Кен Хайдер (Великобритания), Дрор Файлер (Швеция), Вернер Люди (Швейцария), "Гедеке-ансамбль" (Германия), ансамбль Тэруто Соэдзимы (Япония), а также Владимир Чекасин (Литва - Россия), Владимир Тарасов (Вильнюс), Саинхо Намчылак (Тува - Австрия), Энвер Измайлов (Украина), Юрий Кузнецов (Украина), дуэт Сергей Шуранов - Галима Мазитова (Кемерово), Владислав Макаров (Смоленск), Валентина Пономарева... Впрочем, с 1998 г. "Транзит" был прекращен, уступив место локальному фестивалю молодых музыкантов на базе областного музучилища. Резицкий же, полтора десятилетия боровшийся с местными властями во всех их проявлениях, попал под суд из-за банкротства фирмы, которая финансировала "Транзит", что, впрочем, не мешало ему в 1998-99 гг. разъезжать по гастролям, включая две интересные и результативные поездки в Японию с "Владимир-Трио" (три Владимира - вильнюсский барабанщик Тарасов, лондонский пианист Миллер и сам Резицкий).
Джазовая карта России была бы неполной без упоминания Ростова-на-Дону, консерватория которого еще в первой половине 70-х была одним из первых оплотов джазового образования в СССР. Хотя период "новой России" проходит уже без ушедшего из жизни крупнейшего представителя ростовской джазовой школы, бэндлидера Кима Назаретова, ростовская школа по-прежнему существует, подпитывая собой и европейские, и московские джазовые круги, и даже поп-музыку (например, вокалист самой модной группы 1999 г. - "Запрещенных барабанщиков" - Виктор Пивторыпавло, вообще-то говоря, джазовый барабанщик из Ростова). Вторая половина 90-х в Москве, помимо прочего, ознаменовалась, например, исключительно высокой активностью на клубно-ресторанном уровне двух музыкантов, сложившихся и вышедших на джазовую сцену как раз в Ростове - братьев Михаила (фортепиано) и Андрея (контрабас) Ивановых.
К сожалению, сведения о джазовой жизни Дальнего Востока после 1991 г. страдают крайней неполнотой: огромные расстояния и запредельные цены на билеты делают практически невозможными гастроли в этих регионах джазменов из европейской России, что (худо-бедно) было вполне нормальным еще в 80-е гг.; точно так же практически не появляются в Москве и Петербурге дальневосточные музыканты. Самые восточные центры, откуда доходят достоверные сведения - Красноярск и Иркутск.
Основная же часть джазовой жизни России количественно сосредоточена в двух крупнейших мегаполисах - Санкт-Петербурге и Москве.

Следующая глава обзора

© Кирилл Мошков для Джазовой энциклопедии, 2000

главная страница
оглавление обзоров

главная страница