www.moshkow.net
на главную
ENGLISH

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2023: фундаментальный труд «джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (бумажное издание)
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - первое издание 2010, в продаже 6-е издание (2022)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! - 5-е издание (2022)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи с 1996
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) с 1997
new лекции о музыке с 2013
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
страница вконтакте

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2023
© design, content, photos
hosted by REG.RU

 

Репортаж из провинции: фестиваль "Джазовая провинция-98" (27.05 - 05.06.98)

Anatole Gerasimov, Leonid Vintskevich, David GoloshokinВ прошлом году традиционный Курский джазовый фестиваль впервые проводился под таким провокационным названием - "Джазовая провинция". Провокационным - потому что в российском джазе эта самая провинция лет тридцать уже играет если не количественно, то качественно важнейшую роль. Без Новосибирска, Архангельска, Уфы, украинских городов (в первую очередь Донецка) джазовая карта бывшего СССР была бы плоской и одномерной, не говоря уж о Балтии и Питере... И вот "Джазовая провинция-98". Два главных спонсора - Российский фонд культуры и "Кока-Кола Боттлерз Орел"; восемь городов - фестиваль перешагнул курские рамки... Впрочем, началось все как раз в Курске, там было три концерта - 27-29 мая. Это естественно, ведь инициатор, лидер и арт-директор фестиваля пианист Леонид Винцкевич, чьей энергией все как раз и делалось - как раз курянин. Небольшой зал Курской филармонии, где во время концертов на сцене пахнет жареной картошкой из подвала (там сидит местный ТЮЗ) - и добрых 800 слушателей каждый день, даже в первый вечер, когда параллельно на городском стадионе кобенилась под фанеру заезжая попса. Такая картина сохранялась и в других городах: ну ладно Орел и Тула, где концерты были бесплатными и на открытых площадках - в Тамбове, для джазовой сцены почти всегда остававшемся белым пятном, в зал филармонии набилась почти тысяча! Я провел все концерты фестиваля с Курска по Тамбов включительно и могу сказать, что во всех городах публика была исключительно отзывчивая, положительно настроенная и, что самое удивительное, в значительной степени джазовая и очень искушенная. Во всяком случае, эти люди не только хлопали после соло - они еще и выделяли соло по удачности, причем очень точно - на внешних эффектах не объедешь!

Впрочем, начнем по порядку. Практически во всех концертах "Провинции" участвовали две "совсем зарубежные" делегации - из Франции и США. Францию представлял Дуду Гойранд (альт- и сопрано-саксофон), Жерар Пансанель (гитара) и Жан Трико (вокал, гитара). Их выступления открывал Жан Трико соло; он работает в сложной стилистике, где смешаны элементы французского шансона, авангардной рок-музыки и джаза. Начиная со второго дня фестиваля вместе с Жаном его песни и совместно аранжированный эпический парафраз песни "Ой, мороз, мороз" (слова русские народные, музыка Жана Трико) играли еще Лембит Саарсалу (саксофон, Эстония), Антон Ревнюк (бас-гитара) и Дмитрий Севастьянов (ударные). Затем к Трико присоединялись Пансанель и Гойранд, после совместного исполнения "Опавших листьев" остававшиеся на сцене вдвоем и игравшие дуэтом музыку, восходящую ко временам их сотрудничества с Доном Черри.
Left to right: Kursk city mayor, Evelyn White, a mayor's officer, Elvon Skinner, Dr. Lynn SkinnerАмериканскую делегацию возглавлял музыкальный директор ежегодного фестиваля Лайонела Хэмптона (Москва, Айдахо) д-р Линн Скиннер, который на каждом концерте обращался к российской аудитории с прочувствованной речью ("Я привез вам приветы и любовь от всего народа Америки!.."), а затем садился за фортепиано и дуэтом с саксофонистом Лембитом Саарсалу исполнял собственную пьесу, написанную специально для этой поездки в Россию. Д-р Скиннер также представлял привезенную им в Россию певицу Эвелин Уайт, которую он называет главным открытием своего фестиваля за последние два года и "следующей Эллой Фицджералд"; выступления молодой темнокожей вокалистки из Атланты сопровождали Леонид Винцкевич, Лембит Саарсалу, американский гитарист Джон Стоуэлл и ритм-секция из Архангельска - контрабасист Николай Клишин и ударник Олег Юданов. Эвелин трудно назвать звездой джазового вокала, так как ее джазовый опыт еще крайне мал (она в принципе поет в основном госпелз и выступает в церквах, а джазом стала заниматься совсем недавно; "Джазовая провинция" - второй в ее жизни фестиваль, а за пределы США она выехала вообще впервые), однако она обладает весьма фактурным низким голосом, которым хорошо умеет пользоваться, и российская публика принимала ее очень тепло.

Festival on the road (left -Enver Izmailov, right - Dr. Lynn Skinner)Забавнее всего было наблюдать за иностранными участниками во время переездов из города в город - весь фестиваль ехал в одном "Икарусе" (аппаратура внизу, музыканты наверху). Конечно, быт российской глубинки гостей немножко шокировал. Ну представьте себе: Стоуэлл, доктор Скиннер с женой и Жерар Пансанель - вегетарианцы... Теперь представьте себе окраинную рыгаловку в Туле и котлеты, которые этим бедолагам с тупым упорством впаривают мрачные разносчицы... Или еще более смачная картина. Переезд Тула - Тамбов (485 км). Ну нам, русским, понятно, что на всем этом пути сложно найти цивилизованную... э-э... ретираду. Но как это объяснить американцам? Самое-то страшное, что между Тулой и Тамбовом одни поля, лесов почти нет... Нашли лес. Объяснили... Реакция героического доктора Скиннера (он вообще в течение всего тура, физически очень нелегкого, вел себя стоически) парадоксальна: "I like it! It's like in my childhood, in my farm days!" Хорошо хоть, доктор вырос на ферме, а вот бедная изнеженная горожанка Эвелин, которая одних нарядов с собой везла килограммов 30...

Все эти нестроения, конечно, ложились на плечи администраторов фестиваля, которых обязательно надо помянуть добрым словом - ни одного серьезного организационного облома так и не случилось. Итак, спасибо вам, Сергей Сухочев, Юра Курских и Рома с радио "Октава", бросивший свои эфиры и поехавший за фестивалем! Спасибо и двум героическим звукорежиссерам, на которых легло все - и монтаж-демонтаж своей аппаратуры, и ее стыковка-расстыковка с местными аппаратами, и собственно звук - курянину Диме Дощанову и киевлянину Сергею Закатюре, приехавшему с группой Man Sound, да так и проработавшему на всем фестивале.

Теперь о "не совсем зарубежных" гостях. По всему маршруту тура проехали уникальный тэп-гитарист Энвер Измайлов (Крым) и вокальная группа Man Sound (Украина), чей успех у аудитории оказывался даже более шумным, чем у Эвелин Уайт. Man Sound'у в каждом городе орали "Вы - лучшие" и приезжайте ещо-о-о!", настолько мощно звучание этого мужского секстета (по строю аналогичного Take 6). Что же до российских участников, то многие музыканты отыграли на "Провинции" один-два концерта (московский скэт-вокалист Анар Таги-Заде, ансамбль саксофониста Александра Осейчука, квартет аккордеонист Владимира Данилина, молодой трубач Виталий Головнев и др.; по такой же схеме участвовал легендарный трубач из Донецка Валерий Колесников) или присоединялись на значительную часть тура (ансамбль саксофониста Анатолия Герасимова, санкт-петербургский мультиинструменталист Давид Голощекин). Кроме того, во многих городах в рамках фестиваля играли и местные джазмены (например, в Туле - квартет "Новости культуры" Андрея Зайчикова и др.). Итак, маршрут: Курск (три концерта), Орел (два концерта), Тула, Тамбов, Воронеж (два концерта), Липецк (два концерта), Белгород и Москва. Тринадцать концертов, свыше пятидесяти музыкантов, семь крупных переездов - опыт для первого в России передвижного джазового фестиваля уникальный! И арт-директор Леонид Винцкевич, и главный администратор Сергей Сухочев в один голос рассказывали, что записывают все мелочи, включая расположение придорожных кафе, чтобы в следующем году все сделать возможно лучше. В том, что в следующем году фестиваль будет опять, они даже не сомневаются.

© Кирилл Мошков, 1998
Первая публикация - сервер "Джаз в России", 1998

Оглавление статей
Главная страница

  

главная страница

Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать, радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного разрешения автора.