www.moshkow.net
на главную
ENGLISH
ABOUT ME

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- книга "блюз. введение в историю" - 2-е издание (2014)!
- new цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки»!
- new цифровой пре-релиз фантастического романа "миссия «опасные материалы"»!
- new цифровой пре-релиз фантастического романа "операция «специальная доставка"»!
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век"!
- новый двухтомник "российский джаз"!
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"!
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи 1996-2015
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2015
рецензии (джаз, блюз, world beat) 1997-2015
new лекции о музыке (с 2013)
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
ссылки (веб-окружение) и обратная связь
группа "секретный ужин" (1987-1997)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
cyril moshkow's english blog

Cyril Moshkow

Create Your Badge

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2016
© design, content, photos
hosted by AGAVA

 

РЕЦЕНЗИИ V-Z

Various Artists - "Blue Note Revisited"
Blue Note, 2004
67:34
***
Это далеко не первая попытка лейбла Blue Note - одновременно одного из самых коммерчески успешных в нынешнем меняющемся мире грамзаписи и одного из самых консервативных - омолодить и расширить свою аудиторию за счет предоставления модным ди-джеям возможности порыться в богатейших архивах лейбла и наделать ремиксов. На этот раз ди-джеев в закрома было запущено не один и даже не пара, а целая орава. Из "Footprints" Уэйна Шортера DJ Mehdi соорудил напористый даб, из "La Malanga" Бобби Хатчерсона Кенни Доуп выстроил манерный и ломкий лаундж, ну и т.п. - даже скромная и тихая гитара Гранта Грина в версии ди-джея Osundale зашелестела "флэнджером" и окуталась эротичным посвистом оцифрованных звуков старых аналоговых синтезаторов, до изобретения которых в год записи оригинала, впрочем, оставалась еще целая музыкальная эпоха... В общем, 13 треков, сделанных из записей Эдди Хендерсона, Дональда Берда, Хораса Силвера, "Братца" Джека Макдаффа и других джазовых героев 1960-х (плюс неожиданная версия игры Мишеля Петруччиани из гораздо более поздних времен - и что же он играет? Какая песня без баяна, какой альбом без "Каравана"...) тринадцатью тружениками вертушки и компьютера. Что характерно: в большинстве версий есть и креативность, и нешаблонность, и - временами - яркие эмоции и забавные музыкальные находки. Впрочем, под конец слушателя, привыкшего к оригинальному звучанию использованных записей, начинает охватывать ощущение, что он находится на пиру некрофилов. Интересно было бы узнать, как этот альбом воспринимают ценители ди-джейского искусства, ничего не знающие о джазе.

Various Artists - "Celebrating the Music of Weather Report"

Telarc, 2000
11 tks
58:30
Главные (по количеству релизов) аудиофилы мира из Telarc не так уж часто балуют слушателя обращением к джаз-року. Так что сборная мирового фьюжн, играющая музыку отцов всего жанра - группы Weather Report - вызывает интерес хотя бы уже одним перечислением участников: оба Бреккера, Чак Лоуб, Маркус Миллер, Джон Скофилд, Джо Сэмпл, Дэвид Сэнборн, Омар Хаким, Стив Гэдд, Деннис Чамберс - всего больше двух дюжин тех имен, которые вызывают экстаз у любого второкурсника эстрадного отделения музучилища. Однако прослушивание альбома так и оставляет этот интерес на уровне имен. Достойное доказательство того, что времена расцвета этого вида музыки давно миновали. Однако надо ли было доказывать нехитрый факт, что творчески и нешаблонно музыку Weather Report могли сыграть только сами Weather Report, да еще и довольно давно?
При том, что в записи было задействовано впечатляющее количество самых совершенных по оборудованию нью-йоркских студий, финальная звуковая картинка получилась настолько же стерильной и шаблонной, насколько штампованным и неоригинальным получился музыкальный материал.

Various Artists - "The Jazz Chillout v 1.0"
Blue Note, 2002
1 - 64:18
2 - 63:30
****
Двухдисковый сборник отражает "релаксационную" сторону нынешнего каталога Blue Note - каталога, радикально отличающегося от классического акустического пост-бопа 50-60-х, который, собственно, и прославил Blue Note, сделав название лейбла таким же стилистическим понятием, каким в 70-80-е стало название ECM. Нынешний Blue Note - это в массе своей энергичная, современно звучащая музыка, для описания которой ключевым словом, пожалуй, будет "полистилистика". И действительно, джазового мэйнстрима здесь нет - если считать мэйнстримом акустические малые составы, игра которых замешана на языке бибопа и его производных и строится по схеме "тема - импровизация - тема - "по четыре и по восемь" - приехали". Здесь есть соул-джаз, есть джаз-фанк (и в самом своем раннем, корневом варианте - роскошная плясовая пьеса Лу Доналдсона 1970 г. - и в современном виде, образца, скажем, Родни Джонса), есть сплавы джаза и фолк-музыки (к примеру, утонченная "Harvest Moon" лучшей вокалистки современности Кассандры Уилсон с альбома 1996 г.), есть jam bands в самом лучшем виде (сами Medeski Martin & Wood), европейский арт-эйсид (к примеру, Эрик Трюффаз) и лучшие образцы хотя и акустического, но нешаблонного, "креативного" камерного джаза (Джейсон Моран, Грег Осби и др.). Ключевой момент - даже не подбор артистов (среди которых встречаются и откровенно поп-ориентированные проекты вроде US3), а подбор настроения треков. Как явствует из названия всей подборки, это альбом для расслабления. И оба его диска с этой точки зрения имеют четкую драматургию со строго рассчитанными эмоциональными спадами и подъемами - как очень хорошо подобранный и отмиксованный час на хорошей радиостанции. На мысль о радио наводит и использование в альбоме специально отредактированных "радиоверсий" (radio edits) некоторых пьес - как, например, бриллианта этой коллекции, "Flute Down" Карла Денсона. Альбом подобран не с точки зрения знатока-коллекционера, а с точки зрения слушателя-новичка, джаза не знающего, но желающего найти в этой музыке отклик своим собственным эмоциям и переживаниям. Нельзя не признать, что такому слушателю вряд ли представится лучший выбор.

Various Artists - "Martin Scorsese Presents: The Blues. A Musical Journey"
Universal Music, 2003
5 CD
*****

Когда в 2001 г. американская общественная телесеть PBS показала стоивший 42 млн. долларов документальный сериал Кена Барнса "Джаз", отклик СМИ и публики был куда продолжительнее и обширнее, чем когда та же PBS в 2003-м показала спродюсированный Мартином Скорсезе на деньги концерта Volkswagen документальный сериал "Блюз: музыкальное путешествие". А напрасно. "Блюз" по всем статьям обошел "Джаз" - и в исторической точности, и в представительности подбора музыки, и, в конце концов, в объективности, если это слово вообще применимо к исследованию столь противоречивого, обширного и - в силу социальной маргинальности явления на ранних стадиях его существования - такого временами плохо документированного вида музыки, как блюз. Это касается и аудиоприложений к сериалам. Сделанная для "Блюза" выборка артистов и их произведений куда разнообразнее и объективнее отражает историю жанра, чем в свое время диски, выпущенные по мотивам сериала "Джаз" - историю джаза. Из истории блюза никто более или менее значительный не выпущен только потому, что его творчество не вписывается в социально-расовые концепции создателей фильма, как это было с "Джазом". Создатели "Блюза" признают, что с 60-х годов эту музыку заиграли, и прекрасно заиграли, не только ее создатели - афроамериканцы, но и белые, причем - и в этом нет ничего удивительного - не только американцы! Конечно, на первых дисках из пятидисковой коллекции, в которой каждый значительный музыкант представлен одной, максимум двумя композициями, фигурируют "корневые" жанры - от раннего деревенского кантри-блюза, духового оркестра первого блюзового композитора Уильяма Кристофера Хэнди, мистического блюза Дельты, затем танцевального джамп-блюза, оркестрового блюза Канзас-Сити и далее к послевоенному чикагскому электрическому блюзу и т.п. Но уже на третьем диске возникает первое белое лицо: среди других блюзменов из Мемфиса появляется Элвис Пресли с роскошной версией "Mystery Train", записанной в самой блюзовой студии США у открывателя блюзовых звезд Сэма Филлипса летом 1954 г. И дальше, в 60-х и тем более 70-80-х гг., составители коллекции весьма уважительно относятся ко вкладу в развитие блюза и белых американцев (представлены и такие далекие, в общем-то, от непосредственно блюзового сообщества, но оставившие очень яркие образцы блюзового искусства музыканты, как Боб Дилан или Джанис Джоплин, и подлинные белые блюзмены - Джонни Уинтер, Пол Баттерфилд, Стиви Рэй Воэн, Бонни Рэйтт), и британцев (присутствуют Джон Мэйол, Джефф Бекк, Эрик Клэптон и другие гранды). Отмечена и роль, которую в развитии формы и духа блюза сыграли такие - стоявшие в общем-то вне рамок одного жанра - гиганты, как, скажем, великий трубач Луис Армстронг, джазовый бэндлидер Каунт Бэйси (оставивший интереснейшие образцы "блюза Канзас-Сити"), или рок-гитарист Джими Хендрикс, удачно представленный великолепным блюзом "Red House" с его дебютного британского альбома "Are You Experienced?". Ну, а "Старая гвардия" - от патриархов, вроде Сон Хауза или Биг Билла Брунзи, до таких исполинских фигур, как чикагские "гранды" Хаулин' Вулф и Мадди Уотерс или выступающие до сих пор звезды блюзовой полистилистики Рэй Чарлз и Би Би Кинг - представлена очень ярко и выпукло. Приятно, что самые знаковые имена показаны в разные периоды своего творчества: Мадди Уотерс, к примеру, поет не только свой коронный "Hoochie Coochie Man", но и менее известную, но не менее ярко представляющую его поздние годы "You Can't Lose What You Never Had", так же как его вечный соперник и антипод - Хаулин' Вулф - не только устрашающе завывает в "Smokestack Lightning", но и дает впечатляющий, почти роковый драйв в "Killing Floor", благодаря гитаристу Хьюберту Самлину ставшей моделью гитарной аранжировки для изрядного количества блюз-рокеров более позднего времени. Кстати, и белый блюзовый спуергерой - Эрик Клэптон - представлен и ранней записью с провозвестником блюзового бума в Британии Джоном Мэйолом, и классической "Have You Ever Loved A Woman" периода работы с Derek & The Dominos. 
Интересно представлено современное состояние блюза: сохранена линия включения в рамки жанра творчества не только тех молодых (да временами уже и не очень молодых!) музыкантов, которые всецело следуют блюзовой традиции - Кеб'Мо, Шемекии Коуплэнд, Сьюзан Тедески - но и тех, кто обращается к блюзовой форме (и, что немаловажно, блюзовому духу!), работая при этом в других жанрах - как джазовая певица Кассандра Уилсон или рок-группа Los Lobos. Как результат - коллекцию имеет смысл слушать и как первое знакомство с жанром, о котором до того знал что бы то ни было только понаслышке, и как "сливки" из любимого - если от блюзовых пластинок уже ломятся полки. Нечастое попадание в "десятку".

Various Artisits - "No Static At All: An Instrumental Tribute To Steely Dan"
Samson Music, 2000
49:18
11 tracks
***
Величие задачи, поставленной перед собой продюсерами этой работы, не может не впечатлять: сыграть темы песен легендарной группы Steely Dan в виде contemporary jazz, то есть современной инструментальной поп-музыки, основанной на джазовой лексике и фразировке. Тем более что и музыка Уолтера Беккера и Доналда Фейгена "как бы" напоминает джаз-рок. Но - именно что только напоминает. Количество элементов, которые Беккер и Фейген сплавляли в своих лучших песнях 70-х, куда больше, чем могут представить адепты коммерческого фьюжн. Эти песни позволяют играть их как темы - хотя их тексты добавляли им новых измерений; но ярчайшая авторская индивидуальность Steely Dan с трудом (если вообще) позволяет обработки и копирование. Возможно, с такой задачей могли бы справиться музыканты, сопоставимые по масштабу с самими Steely Dan. Но сборная команда крепких, профессиональных, однако безнадежно второплановых музыкантов smooth-жанра (самые яркие имена - приглашенные солисты: Дэйв Коз, Уоррен Хилл...) справиться могла только чудом. Чуда не случилось.
К сожалению, господствующие в коммерческом фьюжн последних лет исполнительские и аранжировочные шаблоны сопровождаются и очень узнаваемыми шаблонами записи. Это так называемый "калифорнийский звук": обилие цифровой реверберации (особенно - характерной реверберации на мяукающих голосах саксофонов), огромный перекос в сторону как искусственно раздутого инфраниза, так и шипящей и звенящей высокочастотной составляющей и тотальное господство синтезированного звука. Синтетики так много, что, кажется, звуки саксофонов и труб специально заобрабатываются до неузнаваемости, чтобы соответствовать окружению.

Various Artists - "Say It Loud! Brotherhood, Pride & Groove on Blue Note"
Blue Note France, 2002
70:18
****

Социальные мотивы из истории музыки XX века не выкинуть - ни "Give Peace A Chance" Джона Леннона, ни, тем более, "Say It Loud: I'm Black and I'm Proud" Джеймса Брауна, строчкой из которой названа эта любопытная компиляция. Тема борьбы афроамериканцев за свои права, в силу естественных причин, особенно ярко отражена в афроамериканской музыке, в первую очередь в самых радикальных (до появления хип-хопа и рэпа) формах - соул и фанке. Сборник, изданный французским отделением EMI (не могу себе представить, чтобы он вышел даже и в нынешней Америке!), несет на обложке изображение яркой девицы в боевой униформе "Черных пантер" и открывается, без лишних предисловий, сразу "Don't Call Me Nigger, Whitey" с самого ритм-н-блюзового альбома великого пианиста Джина Харриса - "Astral Signal" 1974 г. Накал не снижается: все четырнадцать треков носят боевитые антирасистские или проафриканские названия, все взяты с альбомов лучших лидеров периода "позднего" Blue Note (1967-1977) - Лу Доналдсона, Джимми Макгриффа, Лонни Смита, Дональда Берда, Гранта Грина, Кэннонболла Эддерли… Большинство выдержано в фанк-грувовой ритмике, большинство звучит исключительно модно с точки зрения дня сегодняшнего, безуспешно пытающегося средствами нынешних технологий воссоздать неповторимое аналоговое звучание 70-х. Очень стильная, точная и искушенная подборка (составление - FatJudy), которую не портит даже то, что больше половины всех треков сыграны не только в одной ритмической модели и в одном темпе, но и в одной тональности!

Various Artists - "Screamin' And Hollerin' The Blues"
Schanachie, 2000
43:38
****
Любопытный и чуткий к разного рода традиционной и новой музыке лейбл "Шэнеки" уже выпускал один сборник современных блюзменов - "Every Road I Take"; новая компиляция - его "младшая сестра", почти с теми же артистами, но с совершенно другой идеей. Во-первых, это благотворительный сборник, все средства от продажи которого пойдут в фонд помощи бездомным в пригородах Нью-Йорка. Во-вторых, он полностью состоит из акустических записей, выдержанных в манере, стиле и звучании довоенного "сельского" блюза (и, главным образом, основанных на блюзовых стандартах тех времен). И пусть гармоника Гая Дэйвиса звучит куда изощренней и сложнее, чем играл Сонни Бой Уильямсон Первый в те годы, которым посвящена запись; пусть и другие звезды современного блюза - Дюк Робийярд, Джон Хэммонд или Элвин Янгблад Харт - играют и поют "чуть-чуть не так", как это делали или могли делать их дедушки. Все равно блюз остается блюзом - а это ведь, по определению звукорежиссера Сэма Филлипса (того самого, что записывал Хаулин Вулфа и открыл миру Элвиса Пресли), "сама бессмертная человеческая душа". Я не зря упомянул здесь Филлипса: в некоторых записях (а сделаны они в самых разных студиях от Техаса до Нью-Йорка) так и мерещится его присутствие за пультом, настолько сухо и скупо они звучат - впрочем, как это и полагается в настоящем акустическом блюзе, чуждом техническим ухищрениям.

Various Artists - "Smooth Grooves: Smooth Jazz, Vol.1"
Rhino Records, 2000
61:46
****
Ну конечно, в целом направлении современного музыкального искусства не может не найтись талантливой музыки, пусть речь даже и идет о столь вторичном в массе своей явлении, как smooth jazz. Но направлением этим, пусть и выродившимся в 90-е гг. в маловыразительную жвачку для ушей, в период его зарождения занималось очень много действительно талантливых людей (некоторые из них в строю и сегодня, некоторым из них даже удалось перерасти ими же созданные клише). А данный сборник посвящен именно периоду зарождения smooth, даже когда термина еще такого не было, а говорили "фьюжн" или "джаз-рок фьюжн". Тем не менее то, что здесь собрано - именно smooth, в котором уже нет развернутой драматургии и сложных форм джаз-рока 70-х, но зато пришедшая из коммерческого ритм-н-блюза простенькая фразировка и незатейливая, но драйвовая фанковая ритмика еще не стала устоявшимся шаблоном.
Все эти записи датированы в основном 1977-85 годами, и звучание их, естественно, имеет много общего - вне зависимости от того, кто играет: Yellowjackets, Fourplay, Стэнли Джордан или Боб Джеймс. Массивные, "по-семидесятому" записанные ритм-секции, в звучание которых внезапно вторгаются глупые дешевенькие звуки первых цифровых устройств вроде "хэндклэппера" (имитатор столь любимых американской танцевальной музыкой массовых хлопков в ладоши). Сочные, в массе своей - еще нестандартные, еще только что придуманные тембры аналоговых синтезаторов. Изысканные звуки солирующих инструментов (чего стоит хотя бы акустическая гитара Эрла Клафа в 12 треке!). И все это - в очень характерных звуковых ландшафтах рубежа 70-80-х, на левом фланге которых - фанк и "настоящий" джаз-рок, а на правом - диско Донны Саммер.

Various Artists - "Tender Feelin's - Silky cuts for cool cats selected by Blue Note"
Blue Note France, 2002
71:43
***

В неизбывном стремлении к новой, более широкой, более молодой аудитории Blue Note, старейшему из действующих джазовых лейблов, иногда сопутствует удача - как это случилось с записью юной Норой Джонс, чей дебют не только продался в количестве большем, чем все остальные релизы лейбла за прошлый год, но и принес невиданный урожай золотых граммофончиков Grammy и возможность финансировать менее коммерческие проекты (при том что и художественное качество этого нежного фолк-попа было вполне достойным). По пути поиска новых слушателей французское отделение "Блюноут" идет и в этой компиляции, преподнося интересующейся истоками современного "актуального" грува молодежи лучшие образцы его корней - медленные номера из диско-соул-репертуара 1970-х с их прозрачными звучаниями, джазовыми аккордами, стильными (иногда вполне поп-джазовыми) аранжировками. Если оставить в стороне некоторую чрезмерную общую кичевость проекта (р-р-розовая обложка с изображением, ух, сексапильной смуглянки в какой-то тюлевой занавеске, плюс подзаголовок альбома - "Кусочки шелка для кульных чуваков"), музыкальная подборка и впрямь небезынтересна - не только для любителей полу - или просто забытых вокалистов вроде Минни Рипетрон, Лэби Шиффр или Лу Роулза, но и для тех, кто честные звучания сыгранного на "живых" инструментах диско-соул 70-х ценит больше, чем его же "синтюковую", лабораторную разновидность 90-х. И действительно, грув этой музыки вполне актуален до сих пор, а мастерство известных (сам Дональд Берд на трубе в 10 треке!) и безвестных студийных музыкантов и аранжировщиков способно поставить в тупик не один десяток их современных последователей.

Various Artists - "Ultra-Lounge: Cocktails With Cole Porter"
Capitol, 2004
52:59
****
Для массового сознания записи популярных вокалистов 1950-60-х зачастую сливаются с джазом, и это понятно - в записях звучат духовые инструменты, чаще всего - объединенные в характерные биг-бэндовые звучания с более или менее острым свингом, да и многие из этих вокалистов известны как джазовые. На самом деле от джаза как такового эта музыка достаточно далека, почему сейчас к ней и применяется специальный, хотя и довольно условный термин - lounge pop. Да, некоторые из участников этого сборника, объединенного музыкой одного из важнейших американских эстрадных композиторов-песенников XX века Коула Портера (1891-1964), прославились как джазовые вокалисты (Элла Фицджералд, Тони Беннетт, Луис Армстронг, Нэнси Уилсон, Сара Воэн). Но самые коммерчески успешные записи были ими сделаны в те периоды, когда они записывались для поп-лейблов, и к джазу (искусству импровизации) практически никакого отношения не имеют. Тем более, что в этом сборнике полно и певцов, ни к какому джазу не имевших отношения - вроде Сэмми Дэвиса-мл., Джулии Лондон, Джуди Гарланд или Лайзы Минелли.
Но дело не в стилистической принадлежности артистов. В конце концов, сам Кол Портер тоже не имел отношения к джазу - просто его умные и красивые песенки изначально обладали таким свинговым потенциалом, что в золотую эпоху джаза легко становились джазовыми стандартами, основной для бесчисленных импровизационных версий и вокалистов, и инструменталистов. Тем интереснее слушать на этом сборнике неджазовые, очень близкие к авторским оригиналам версии будущих стандартов - и "Night And Day" (Стив Лоуренс), и "I Love Paris" (Кай Стар), и "Just One Of This Things" (Нат "Кинг" Коул). Интересны и некоторые необычные версии знакомых песен: так, "I've Got You Under My Skin" приведена не в классической версии Фрэнка Синатры, но в остросвинговой быстрой версии семейного дуэта Луиса Примы и Кили Смит, а Луи Армстронг исполняет "High Society" не в виде джазового стандарта, что было бы вполне логично, а в виде... танцевального калипсо. Ну и немногие более-менее джазовые версии тоже изрядно украшают сборник - особенно "Let's Do It (Let's Fall In Love)", записанная живьем Эллой Фицджералд в сопровождении... оркестра Дюка Эллингтона! В общем, небанальный, разнообразный и, как ни странно, до сих пор очень свежий по звучанию сборник.

Various Artists - "When Jazz Meets Brazil - The Best Of Two Worlds"
Sony Music, 2000
65:10
***
Видимо, сборник этот - по всему судя - призван документировать сорокалетнюю историю взаимодействия и взаимопроникновения джаза и бразильской музыки. Взаимодействие это действительно занимает уникальное место в истории обоих видов музыкального искусства (ничто так не влияло на бразильскую музыку, как джаз, и ни одна национальная музыка извне США не влияла на джаз так, как бразильская). Однако с документированием получилось как-то странно. То есть тут есть и саксофонист Стэн Гетц, который всю эту кашу сорок лет назад и заварил; и певица Аструд Жильберту, которую он тогда в США привез, и главный композитор американо-бразильской босса-новы Антониу Карлуш Жобим, и удачные примеры использования бразильских архетипов современными джазменами (Теренс Бланшар) и ветеранами (Сара Воун, Майлс Дэйвис - самый впечатляющий трек сборника!), джаз-рокерами (Weather Report, Джордж Дюк) и т.п. Правда, сама бразильская музыка представлена довольно однобоко - поп-эстрадниками типа Деодато. Но главный недостаток - репертуар. Взаимодействие джаза и Бразилии дало добрых полсотни чрезвычайно известных и популярных тем, из которых на сборнике присутствует только "One Note Samba", остальное - временами очень достойные, но совсем не показательные для выбранной темы произведения. Или же составители хотели, чтобы репертуар апеллировал не к первым, скажем, двадцати годам взаимодействия, а к последующим?

Various Artists - "Who Loves You? A Tribute To Jaco Pastorius"
Concord Jazz, 2000
66:27
****
Продюсер Майкл Колина поставил перед собой нелегкую задачу - почтить память лучшего бас-гитариста в истории; нельзя не признать, что задача решена с честью. Оставив в стороне этические вопросы вроде "где были все эти так любившие его друзья, когда спившегося с круга Джако Пасториуса забил насмерть вышибала ночного клуба во Флориде?", получаем весьма сильную запись, обладающую самоценностью помимо чисто "трибьютного" повода. К работе была привлечена весьма мощная команда, большинство участников которой либо играли с Джако (барабанщик Питер Эрскин, перкуссионист Дон Элиас и др.), либо в той или иной степени чувствуют его влияние на своем творчестве. Очень удачен подбор композиций - деликатно близкие к оригиналу и в то же время по-новому прочтенные авторские пьесы Пасториуса (лучший образец - фанковая "Come On, Come Over" из первого сольного альбома Пасториуса 1976 г., в которой роль певших ее в оригинале соул-суперстаров Sam&Dave с успехом - и весьма горячо! - исполняют Хайрем Буллок и Уилл Ли), предназначавшиеся для него же tours de force из репертуара Weather Report (например, красивейшая баллада "A Remark You Made", в свое время написанная Джо Завинулом специально для демонстрации уникальной способности Джако играть баллады на бас-гитаре соло - в ней звучание баса Пасториуса вполне достоверно воссоздает Марк Игэн) или же посвящения Пасториусу, написанные участниками записи. Особняком стоит лучший трек альбома - пьеса Джако "Portrait of Tracy", спродюсированная и полностью сыгранная величайшим электробасистом 90-х Маркусом Миллером. Помимо бас-гитары, он играет здесь на всех клавишных и на бас-кларнете, то есть на абсолютно всех прозвучавших в пьесе инструментах. Трудно не признать, что его глубина проникновения в материал не знает равных.
Все записи (в массе своей они сделаны в лучших нью-йоркских студиях Sound On Sound и Right Track, Миллер записался на Camel Island) хотя и звучат достаточно "цифрово", но не уклоняются в область задранной высокочастотной составляющей и безвкусной реверберации, свойственных основной массе contemporary jazz. То ли потому, что значительная часть материала решена все же в акустическом ключе (например, треки с участием Майкла ли Рэнди Бреккеров), то ли из-за "натуралистичности" нью-йоркской школы звукозаписи, то ли благодаря природному вкусу продюсера, альбом в целом звучит очень плотно, естественно и живо, что большая редкость в smooth jazz. Впрочем, благодаря обилию элементов пост-бопа в большинстве композиций к smooth этот альбом можно причислять только с большой натяжкой.

Stevie Ray Vaughan and Double Trouble - "The Essential"
CD1 - 79:31
CD2 - 77:11
*****

Стиви Рэй - один из тех гитаристов, кого невозможно (бессмысленно!) оценивать: он уже раз и навсегда вписал себя в историю гитары в частности и историю музыки вообще - и как гитарист, технический и музыкальный уровень игры которого может служить (и служит) абсолютным эталоном для молодых музыкантов сразу нескольких направлений, и как музыкант, чья история уже завершилась, ведь его нет на свете уже тринадцать лет. Как и Джими Хендрикс (музыку которого Воэн исполнял с огромным уважением - достаточно послушать его версии "Little Wing" или "Voodoo Chile" - они вошли в эту коллекцию), Стиви Рэй умер в расцвете сил, но не от наркотиков, зависимость от которых он успешно преодолел. 27 августа 1990-го вертолет, в котором он возвращался после выступления с Эриком Клэптоном в Милуоки, врезался в склон холма в Висконсине. Музыканту было 35.
Конечно, в его творчестве были и неудачные выступления, и слабые записи. Но в эту коллекцию они не вошли - вошло только самое лучшее. Альбом "Can't Stand The Weather" - один из лучших у Воэна и едва ли не лучший блюзовый альбом 1980-х, во всяком случае - однозначно лучший альбом белого техасского блюза, вошел едва не целиком. Несколько превосходных концертных треков, великолепно передающих фантастическую энергетику лучших живых выступлений Стиви Рэя и его "Двойных неприятностей", лучшей ритм-секции белого блюза (барабанщик Крис Лэйтон и бывший басист другой белой гитарной суперзвезды - Джонни Уинтера - Томми Шэннон), в том числе с противоречивого "Live Alive!", выход которого в 1986-м совпал с началом "отсидки" Стиви Рэя в наркологической клинике. В общем, чрезвычайно достойная и очень подробная подборка - буквально все, что обычному любителю музыки следует знать и иметь в своей фонотеке из творчества Стиви Рэй Воэна. Впрочем, и любой поклонник Великого Белого тоже не откажется прослушать разок-другой-третий эту, с таким вкусом и знанием дела подобранную хрестоматию, охватывающую почти все, что можно сказать или сделать на блюзовой гитаре.

NEW Gerald Veasley - "At The Jazz Base!"
Heads Up, 2005
64:39
***
Бас-гитарист из Филадельфии Джералд Визли семь лет, с 1988 по 1995 г. - дольше, чем кто-либо из его коллег - играл в группе легендарного джаз-рокового клавишника Джо Завинула. Сейчас у него собственный бизнес - клуб Jazz Base внутри отеля "Шератон" в Ридинге (Пенсильвания) - и солидная сольная дискография из семи альбомов, выпущенных (кроме самого первого) на smooth-джазовом лейбле Heads Up. В его музыке очевиден весь набор влияний: афроамериканские церковные песнопения в детстве, ритм-н-блюз в молодости, искушенный фьюжн (и прежде всего - игра басистов Джако Пасториуса и Стэнли Кларка) в зрелости и стремление к синтезу всего этого наследия - сейчас, когда музыканту перевалило за "полтинник".
Новейший концертный альбом фиксирует выступление (точнее, два выступления - 10 и 11 ноября 2004 г.) Визли в его собственном клубе, с его собственным "рабочим" ансамблем из местных музыкантов, без всяких там приглашенных звезд. Просто честный филадельфийский фанк-соул-smooth-ансамбль, честно развлекающий публику дорогого отеля, и делающий это хорошо. При том, что ансамбль широчайшим образом задействует привычные звуковые клише smooth, и прежде всего - саму парадигму "комфортного звучания", живая концертная атмосфера и общее настроение добродушного, почти домашнего, слегка провинциального развлекательного заведения не дают воспринимать эту запись как стопроцентный smooth. Все-таки для сахаринового жанра, каноны которого определяют покрытые толстым слоем невыносимо сладкой звуковой глазури аккуратные записи из Лос-Анджелеса, эта филадельфийская продукция - слишком живая запись и слишком живой звук! (запись - Марк Нокс, сведение - Мартин Уолтерс в далласской студии Big Time Audio).

Vieja Trova Santiaguera - "El Balcon del Adios"
Yerba Buena/Virgin Espana, 2002
54:38
****
Вне латинского мира музыку Кубы знают в основном по сальсе - горячей, относительно молодежной и вполне современной по звучанию танцевальной музыке больших городов. Однако сальсой кубинская музыка не исчерпывается: в ней есть и более меланхоличный деревенский "сон", и старомодные "румба" и "болеро", и совсем уж экзотическая для нас "гуарача". La Vieja Trova Santiaguera - по определению старомодный коллектив: музыканты - родом из Сантьяго-де-Куба, который лежит вдалеке от столичного шума, да и возраст их, мягко говоря, немаленький (как и самого коллектива, где, по кубинской традиции, сменилось уже не одно поколение музыкантов: одни ушли в мир иной, другие, как основатель "Старой Дороги Сантьяго" Панчо Кобас - на покой). Однако на протяжении семи лет, начиная с 1995 г., эти немолодые люди много и успешно гастролировали по всему миру и нашли не только широкое признание в Европе, но и второй дом в Испании.
Альбом был записан в августе 2001 г. в Мадриде (студия Ritmo Y Compas, продюсер Деметрио Муньис, звукоинженеры Тито Сааведра и Хуан Карлос Гомес) и представляет собой своего рода подведение итогов всей многолетней истории "Старой Дороги". Старики (два гитариста - Рейнальдо Иеррезуэло и Маракаибо, два перкуссиониста - Рейнальдо Крей и Рикардо Ортис, и басист Аристотелес Раймундо Лимонта) красиво и изысканно играют и поют классику своего жанра - от "сонов" Арсенио Родригеса до "гуарачи" Хосе Кастанеды. При всей своей этнографичности, материал за счет своей красоты и "выдержанности" исполнения вполне общедоступен.

David S. Ware - "Surrendered"
Columbia, 2000
52:30
****
Безусловно один из самых значительных представителей джазового авангарда конца столетия, саксофонист Дэвид С.Уэр всегда называет себя представителем старого доброго фри-джаза. Если задуматься, беда той музыке, авангард которой не сдает своих авангардных позиций на протяжении сорока лет - а в джазе это так и есть! Тем не менее определенный запас идей за "свободным" джазом все еще наличествует. Да и, как признает сам Уэр, нет более сложной для исполнения музыки, чем этот якобы "свободный" джаз, превратившийся за сорок лет (со времен Орнетта Коулмена) в едва ли не более формализованную и жестко регламентированную музыку, чем хэви метал. Поэтому труды Уэра вызывают глубокое уважение (даже если не трогают душу, привыкшую к более удобоваримым формам).
Новая работа Уэра продолжает его обычные тенденции, тем более что и ансамбль привычный - Мэтью Шипп на фортепиано и Уильям Паркер на контрабасе. Только за барабанами относительно новое лицо - Гильермо Браун. По-прежнему Уэр играет с высочайшим уровнем энергетической отдачи, по-прежнему основные принципы ансамбля - мощная энергетика свободно-модальной коллективной импровизации, восходящей прямиком к Колтрейну поздних лет.
Что касается звуковой работы, то как можно оценить запись, сделанную одним из лучших джазовых звукорежиссеров современности - Джимом Андерсоном - на одной из лучших нью-йоркских студий, Avatar? После реконструкции бывшая Power Station обрела не только обновленный полностью деревянный объем, но и новое, еще более богатое звучание. В такой студии задача инженера - только правильно отобразить собственное звучание павильона, а с этой задачей Андерсон умеет справляться лучше, чем кто-либо.

Dinah Washington - "Ultimate Dinah Washington Selected by Abbey Lincoln" 
Verve, 1997
Очередная "вервовская" коллекция записей вокалиста, подобранная другим вокалистом (например, коллекцию Билли Холидей подбирала Ширли Хорн, Эллы Фицджералд - Джо Уильямс и т.д.). Эбби Линкольн, в свое время выступавшая с Диной Уошингтон на одних сценах, отобрала 16 треков, записанных с 1947 по 1959 г. - в ее золотой период, уже после ученичества в оркестре Лайонела Хэмптона и еще до того, как Дина начала стремительный путь к могиле, усыпанный кокаином, мехами, драгоценностями, автомобилями и многочисленными любовниками. Разнообразие треков представляет разнообразие звука - треки взяты не только с оригинал-мастеров, но и с винила (иногда, например, в 14-м треке, весьма попиленного); одни - моно, другие - в дурацком раннем стерео (голос - слева, остальное - справа), третьи - в классическом стерео золотой эпохи аналоговой записи. Тут и концертные записи, и студийные, и камерные, и оркестровые, и ансамблевые. Короче, энциклопедия грамзаписи целого десятилетия, и слушать звук каждого отдельного трека не менее увлекательно, чем голос бесшабашнейшей из послевоенных певиц.
купить

Grover Washington, Jr - "Prime Cuts. The Columbia Years 1987-1999"
Columbia, 1999
71:13
****
Так случилось, что альбом этот стал посмертным для саксофониста Гровера Вашингтона-мл., по праву числящегося одним из столпов и творцов smooth jazz - минувшей зимой Гровер внезапно умер. Помимо известных треков с большинства его альбомов 90-х, выходивших на "Коламбии", в состав сборника включен также один никогда ранее не публиковавшийся трек 1994 г. (не вошедший тогда в "All My Tomorrows"), одна ранее не выпускавшаяся версия известной темы "Soulful Strut" с одноименного альбома 1996 г. и две совсем новые, ранее не публиковавшиеся записи.
Хотя это в массе своей такой же сладковатый инструментальный поп, как у более второстепенных представителей этого направления, этому материалу нельзя отказать в том главном, что отличает разливанное море нынешнего поточного smooth от настоящей музыки: собственно музыкальности. Огромный талант и мастерство Гровера сквозят в каждой ноте, придавая материалу и осмысленность, и значительность.
В звуковом плане особняком стоят четыре трека - три, записанных в легендарной студии "Инглвуд Клиффс" самим Руди Ван Гелдером (все-таки на фоне довольно штампованных звуковых картинок прочих треков характерный вангелдеровский смачный, с хорошо подчеркнутым аналоговым низом звук заметно "торчит") и самый ранний из вошедших в сборник - "Blues For DP" с альбома 1988 г. (того самого, на котором пару соло - правда, не в этой вещи - играл молодой эмигрант из СССР Игорь Бутман). Этот последний выделяется даже не звуком, а, скорее, игрой - все-таки на рояле Херби Хэнкок, на контрабасе - Рон Картер... 
Но пик всего альбома - все-таки один из треков Ван Гелдера, бонус, завершающий всю подборку: классическая джазовая тема "My Foolish Heart" в исполнении трио Гровера, ветерана-пианиста Хэнка Джонса и контрабасиста Джорджа Мраза. Это не просто волшебное исполнение - это ясное доказательство того, что искусство Гровера было куда выше и значительнее им же и порожденного болота коммерческого поп-джаза...

Weather Report - "Live and Unreleased"
Columbia/Legacy, 2002
CD 1 - 61:06
CD 2 - 70:21
****

Удивительно, сколько в архивах давно не существующей "Сводки погоды" - ведущего джаз-рокового коллектива 70-х и первой половины 80-х - сохранилось отличных концертных записей, которые, тем не менее, ранее не публиковались! Хватило более чем на два часа, причем версии самых известных пьес из репертуара Weather Report не повторяются и взяты - почти все - из разных концертов. Хотя этот альбом продюсировал только один из двух солидеров группы, пианист и клавишник из Австрии Йозеф Завинуль (живший с конца 50-х в Америке, где он стал известен как Джо Завинул), в нем в избытке пьес и второго солидера - саксофониста Уэйна Шортера, с которым вместе Завинул играл у Майлса Дэйвиса еще в конце 60-х. Есть пьесы и других участников группы, в первую очередь - великого бас-гитариста Джако Пасториуса. Почти все эти вещи хорошо известны по "номерным" альбомам группы, которые ее поклонники, по образцу альбомов рок-групп, трек за треком выучивали наизусть. Однако здесь они предстают временами в довольно неожиданных вариантах. Например, от коронного номера Пасториуса - "Portrait of Tracy" - остался только неясный намек на тему в самом конце записанной на концерте в Мичигане (1977) версии, остальное представляет собой довольно свободное, временами почти атональное музицирование великого басиста. Другие пьесы идут в измененных по сравнению с каноническими версиями темпах, в довольно свободных формах. Вообще заметен (и вряд ли это входило в планы Завинула как продюсера этого альбома) определенный крен в сторону чистого техницизма, разливанного моря скоростного звукоизвлечения, которого Weather Report в "номерных" записях вообще-то довольно удачно избегали. Видимо, таково уж неотъемлемое свойство джаз-рока как жанра: как только контроль за формой ослабляется (а в концертных условиях он ослабляется неизбежно: увеличивается количество отводимых на индивидуальные соло квадратов, "забалтываются" столь лаконично излагавшиеся в студии идеи и т.п.), раскрытие собственно музыкальных идей отступает на второй план, отдавая пространство эгоцентризму бесконечно самовыражающихся солистов. Если еще при этом (как это и случается в джаз-роке, взявшем от роковой своей составляющей огромную звуковую мощь) солисты легко поддаются гипнозу этой мощи - получается могучее, обильное, неудержимое, но очень впечатляющее "поливалово", в данном случае - самое высококачественное в своем роде. Несомненное достоинство этой коллекции - то, что исходные записи делались на многодорожечную технику и были для издания не перемастерены, а заново сведены, причем делал это не только даровитый сын Джо Завинула - Иван, но и такой великолепный мастер, как легендарный звукорежиссер Джим Андерсон.

Edgar Winter - "Jazzin' The Blues"
SPV, 2004
61:51
***

В отличие от своего старшего брата, гитариста Джонни Уинтера, 57-летний техасец Эдгар Уинтер всегда отличался готовностью дать интервью, все рассказать и объяснить про свою музыку (вот и для нового своего альбома он написал огромное предисловие), но никогда не заботился о том, чтобы (как брат) оставаться все время в рамках одного и того же стиля, чтобы приобрести солидный корпус поклонников. Нет, Эдгару куда интереснее пробовать новое и искать необычное, хотя, как и брат, он все-таки в основе своей блюзовый музыкант. Но - саксофонист прежде всего: Кэннонболл Эддерли в его жизни означал куда больше, чем, скажем, Моуз Эллисон. Но - еще и мультиинструменталист: даже на этом альбоме Винтер-мл. играет не только на альте, но и на теноре, и на клавишных, и на бас-гитаре. При этом он - любитель выстраивать концепции. Вот и новая его запись концептуальна: Эдгар стремится показать роль, которую форма и мироощущение блюза сыграли и играют в современном джазе, от бибопа до самого что ни на есть smooth. Сказать, что написанное, спетое и сыгранное им эту роль определяют с непреложностью энциклопедии - значит сильно погрешить против истины, но, несмотря на довлеющую (особенно в текстах песен) концептуальность, альбом вполне музыкален, приятен для слушания, а главное - вполне может служить инструментом популяризации как блюзовой формы и манеры среди любителей гладкого коммерческого smooth, так и, наоборот, джазового языка и фразеологии среди тех, кто приходит к этому альбому с его блюзовой стороны. Времена коммерческого успеха остались у Эдгара Уинтера в 1970-х, но это его, судя по всему, заботит довольно мало: его интересует собственно музыка, которую он препарирует, соединяет и комбинирует только в соответствии с тем, что ему в данный момент представляется важным и интересным. Нельзя не согласиться с тем, что его поиски вновь могут оказаться интересными достаточно широкому кругу слушателей, прежде всего - молодых музыкантов, стремящихся к вершинам исполнительского мастерства: тем более, что среди участников записи - такие зубры, как гитаристы Стив Люкэтер и Хайрам Буллок, барабанщики Грег Биссоннет и Рик Лэтэм, басист Уилл Ли - в общем, те, кто обычно именно с эти исполнительским мастерством и ассоциируется.

Johnny Winter - "Deluxe Edition"
Alligator Records, 2001
63:11
*****
Роскошная серия "Высококлассный изданий" одного из самых значимых лейблов в истории блюза - Alligator - пополнилась достойным сборником одного из самых значимых белых блюзменов. Даже очень белых - гитарист и вокалист Джонни Уинтер, как известно, альбинос. Треки из трех его альбомов середины 80-х годов, вышедших на "Аллигаторе" и знаменовавших тогда его возвращение к корневым формам электрического чикагского блюза после десятилетия работы в стадионном блюз-роке, дополнены двумя треками тех же лет, не вошедших в оригинальные альбомы и даже не сводившихся тогда. При этом в одном из этих бонусов на клавишах играет не кто иной, как Мак Ребеннэк, то есть сам Доктор Джон, а в другом на гармонике - еще одна блюзовая легенда, Джеймс Коттон.
Уинтер записал не так много: героин сопровождал его долгие годы, то и дело вынуждая покидать музыку, иногда надолго. Однако три его "аллигаторовских" альбома 80-х - бриллианты его дискографии, и сделанная с них выборка представляет его весьма достойно, если не исчерпывающе. Главный герой альбома - даже не голос Уинтера, а его яростная гитара: по напору, технической свободе и выразительности игры он знает мало равных, и в этом жанре из белых музыкантов выше его стоит разве что покойный Стиви Рэй Воэн (да и из черных немногие дотягивают до его уровня).

Tsuyoshi Yamamoto Trio - "Live In Monteux" 
Three Blind Mice
Весьма любопытный образчик японского джаза. Запись выступления пианиста Цуеси Ямамото на фестивале в Монтре 1977 г., переизданная на CD в конце 80-х. Ни сам Ямамото-сан, ни два его соратника не принадлежат к числу суперзвезд мирового джаза, однако джаз своей родины представляют достойно: все в меру страстно, в меру четко, в меру виртуозно - но в целом достаточно безлико. Среднестатистический пост-боп, для конца 70-х довольно старомодный (тогда эта музыка еще не вошла в повторную силу, как это случилось десятью годами позже). Что же до звука, то это удачный пример ранней (1989) удачи переноса с аналога на цифру: в отличие от сотен примеров тех же лет, в этом случае удалось сохранить плотность и массивность аналоговой концертной записи, в то же время обогатив ее четкостью цифрового звука (сведение и перевод в цифру делал Есихико Каннари в студии Yamaha Epicurus).

Yellowjackets - "Altered State"
Heads Up, 2005
60:01
***
В так называемом "современном" (contemporary), или "мягком" (smooth) джазе есть две самых успешных, самых давно и постоянно работающих группы - Spyro Gyra саксофониста Джея Бекенстайна и Yellowjackets. Эти последние, возглавляемые клавишником Расселом Ферранте и талантливым саксофонистом Бобом Минтцером, зачастую даже перешагивают узкие границы "мягкого" джаза, далеко выходя за узкие жанровые рамки фоновой импровизационной поп-музыки, наложенной на легкие танцевальные ритмические модели современного R'n'B. Вот и новый альбом Yellowjackets, хотя в целом и следует канонам создания высококачественной по исполнению и бесконфликтной по содержанию фоновой инструментальной музыки, то и дело заставляет прислушаться к особенно лихому нечетному размеру, или же особенно удачному и протяженному импровизационному соло. С точки зрения истинного smooth это неправильно, так как подобная музыка создается для того, чтобы к ней прислушивались как можно меньше; с точки же зрения мэйнстрима (что джазового, что фьюжн), музицирование Yellowjackets остается крайне осторожным, мягким и лишь слегка нарушающим шаблоны и стереотипы, к созданию которых сама же группа и приложила немалые усилия. Правда, все это сверхкачественное по технике игры балансирование на грани творческого и фонового, как обычно у Yellowjackets, окутано вуалью суперкачественной вукорежиссерской работы (Билл Шнее, Schnee Studios, Голливуд), так что слушается альбом как минимум очень ровно.

Alexander Zonjic - "Seldom Blues"
Heads Up, 2004
45:06
***
Несмотря на балканское имя, Александер Зонджич - канадец. Обучившись игре на флейте в университете своего родного Виндзора (провинция Онтарио), он в середине 70-х стал играть в джаз-клубах Детройта, благо столица американского автопрома находится тут же, за рекой. И там-то молодого флейтиста приметил один из столпов коммерческого фьюжн (будущего смут-джаза) - клавишник Боб Джеймс. Зонджич вошел в его группу и объездил с ней весь мир, внося посильный вклад в формирование жанра сладкогласного потока звуков инструментальной поп-музыки с использованием джазовой фразировки.
На своих нечастых сольных альбомах флейтист впечатляюще демонстрирует свою незаурядную технику игры - как правило, на материале бесконфиликтного, мягкого звукового потока, считающегося неплохим средством звуковой релаксации той части аудитории, которую отпугивает "настырность" звучания собственно джаза. То же самое можно сказать и о его самой свежей работе, сыгранной и спродюсированной целой группой его друзей - титанов smooth jazz'а, от Боба Джеймса до Керка Уэйлума. Основная отличительная черта альбома - отсутствие живой ритм-секции, во всех композициях замененной ровным компьютерным позвякиванием и постукиванием. Впрочем, в smooth, основная эстетическая задача которого состоит в формировании комфортного звукового потока без признаков исполнительской агрессии, такое решение нельзя не признать вполне логичным.

John Zorn Masada - "Het" 
DIW, 1997
Альт-саксофонист Джон Зорн и его ансамбль "Масада" - лучший ансамбль 1997 г., по мнению Круга джазовых критиков Нью-Йорка - выпустил восьмой том собрания своих сочинений. Собственно, цикл из 26 (по количеству букв еврейского алфавита) альбомов уже записан, теперь остается ждать, когда основательные японцы из DIW выпустят их. Восьмой, названный восьмой буквой "хет", точно такой же, каковы были "Алеф", "Бет", "Гимель", "Далет", "Зайин" и иже с ними. То есть пьесы другие - музыка та же. Блестящий состав - Зорн, трубач Дэйв Дуглас, басист Грег Коэн и ударник Джой Бэрон. Разумный баланс между композициями совсем джазовыми, совсем еврейскими, отчасти еврейскими и отчасти джазовыми. Вкус. Такт. Одного нет - новизны. Теперь, на "восьмом томе", становится ясно, что впереди еще восемнадцать точно таких же - отличных, ярких, мастерских, но таких же. Двойной, тройной, четверной концептуальный альбом - уже было; Зорн, похоже, переплевывает всех по количеству "томов". Когда выйдут все, надо будет, по совету Чехова, лечь на них и застрелиться.
Что вызывает искренний восторг - звук (Джим Андерсон, студия Avatar). Вот этот естественный, чистый, плотный звук хочется слушать бесконечно. Но ведь и на предыдущих семи пластинках он был точно таким же.

Оглавление рецензий
Главная страница

главная страница

Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать, радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного разрешения автора.