"У
меня нет близорукости во взглядах на то, что такое джаз", - смеется
нью-йоркский вибрафонист Джо Локк. - "В чем угодно можно найти классную
гармонию и сделать классную джазовую интерпретацию. Вот, например, у
Аланис Моррисетт есть такая классная песня на альбоме "City of Angels" - я
прямо хожу и слышу, как классно можно было бы это сыграть в джазе!".
Джо Локк российской публике хорошо знаком. Вот уже пять раз он побывал в
России по приглашению саксофониста Игоря Бутмана. Но, если б российские
поклонники Джо увидели его в его новом имидже - вряд ли узнали бы: он
коротко постригся, сделал моднючий начес с затылка вперед, а его темные
волосы приобрели ядовито-желтый оттенок.
Дела у него в Нью-Йорке пошли в гору. Если десять лет назад он не
брезговал никаким случайным заработком и только что не голодал, то теперь
его наперебой приглашают на запись все, кому не лень - от пианиста Сесила
Тэйлора и вокалистки Дайэн Ривз до группы Beastie Boys. Больше того, Джо
стал музыкантом-резидентом - теперь он со своей новой группой Joe Locke
and the Vibe каждый четверг играет в венгерской кофейне Kavehaz на
Мерсер-стрит в манхэттенском Даунтауне. Он впервые выступил там прошлым
летом в рамках фестиваля JVC, хозяину клуба понравилось, и он пригласил
Локка играть у себя еженедельно. Джо очень нравится Kavehaz: "Тут я могу
играть такую электрическую музыку с ритм-н-блюзовой основой, которую очень
люблю - не меньше, чем акустический джаз. Я думаю, если б я тут играл
такой стандартный джаз, меня бы отсюда поперли через две недели. А так -
звучит музыка энергичная, она цепляет и джаз-фэнов, и тех, кто любит
ритм-н-блюз, люди идут мимо по Мерсер-стрит, заходят попить кофе или
поужинать - и остаются".
В
один из четвергов Джо объявляет, что с группой будет играть приглашенный
музыкант - "замечательный саксофонист, один из лучших в мире, человек,
который так много делает для джаза в своей родной стране и много раз
приглашал меня выступать на своей родине - великий Игорь Бутман!". Игорь,
заехавший в Нью-Йорк по дороге в Москву с одного из джазовых фестивалей,
вместе с группой ставит переполненный клуб буквально на уши. "Спасибо, что
пришли сюда поддержать культуру нашего города", - благодарит собравшихся
Локк, завершая отделение. В клубе не надо платить за вход, музыканты
получают гонорар с процентов от сделанных посетителями заказов, так что
Джо таким образом намекает, чтобы посетители в перерыве заказали еще
кофейку.
Он находит много плюсов в постоянной работе с одной и той же группой в
одном и том же месте: "Можно классно совершенствоваться, понимаешь? Группа
из случайно собранной на вечер компании превращается в живой организм, мы
можем сравнивать - на прошлой неделе было так, а мы сделаем вот так, и
будет лучше, понимаешь? Мы можем быть стилистами, совершенствовать
аранжировки, я могу писать много музыки, да еще мы играем вещи из Isley
Brothers, из Стиви Уондера - тут у нас жизнь бьет ключом!".
Последний по времени альбом Джо Локка, "Slander (And Other Love Songs)",
записан не с Vibe, но он считает группу более интересной работой. "Альбом
классный, я его люблю, но это все-таки разовый эксперимент. Хотя
направление то же, это - то, что Хэрби Хэнкок определяет как "новые
стандарты": берешь классную неджазовую песню и делаешь из нее джазовую
интерпретацию. Там у меня записаны "Blue" Джони Митчелл, "Tuesday
Heartbreak" Стиви Уондера, даже эта, из Элвиса - "I Can't Help Falling In
Love With You". Но там состав другой, акустический: Вик Вайрус на гитаре,
Билли Чайлдс на фортепиано, Руфас Рэйд на контрабасе и Джин Джексон на
ударных".
Состав The Vibe совсем иной. Вибрафон Джо звучит здесь с сильной
электрической подзвучкой, заметно меняющей тембральную окраску
инструмента; второй по важности голос ансамбля - синтезатор молодого
клавишника Генри Хэя (ему 28 лет). Ритм-секция - надежный чернокожий
бас-гитарист Конрад Аддерли и барабанщик Уиллард Дайсон. Время от времени
с группой играет феноменальный эфиопский перкуссионист Абдулла, которого
Локк привел буквально с улицы. Музыка, которую Локк играет по четвергам -
отчасти джаз-рок, отчасти, действительно, инструментальный ритм-н-блюз, но
определенно не smooth jazz: жвачкой для ушей The Vibe назвать трудно. Это
в первую очередь музыка Джо Локка, сцементированная его индивидуальностью,
а его бьющая через край энергия далека от выхолощенной сладости
"contemporary". Подвижный, артистичный, он превращает в незаурядное шоу
игру на своем редком и сложном инструменте.
"Вибрафон стоял на месте тридцать лет", - уверен он. Он, конечно, имеет в
виду не вибрафон как таковой, а искусство игры на нем. - "Никто не мог
превзойти то, что в техническом плане разработал Гэри Бертон и то, что в
гармоническом плане сделал Бобби Хатчерсон. Странно, что здесь, в
Нью-Йорке, где игра на всех инструментах так быстро идет вперед, игра на
вибрафоне не развивалась. Пианисты, саксофонисты - все за тридцать лет
шагнули на сто миль вперед. Нашему поколению вибрафонистов - мне, Стиву
Нелсону, Стефону Харрису - приходится подтягивать вибрафон к уровню
развития саксофона и фортепиано. Это не значит, что то, что в прошлые годы
играли, скажем, Дэйв Фидмэн или Дэйв Сэмюэлс, не имеет ценности. Просто их
развитие шло в другом направлении, не туда, куда идет нью-йоркская
традиция джазового мэйнстрима. А нам теперь в новых условиях надо
показать, что современный язык джаза может быть полностью использован
вибрафонистом. Что вибрафон - это не внебрачный, понимаешь, ублюдок джаза,
что в умелых руках это инструмент, способный воспроизводить любые
выразительные средства джаза".
Почему он любит играть джазовые версии поп-музыки? Джо опять смеется. "Я
не принадлежу к тем, кто считает, что настоящей джазовой теме должно быть
по крайней мере пятьдесят лет. Когда стандарты становились стандартами,
они были поп-музыкой, популярными песенками. Просто джазовым музыкантам
нравилось на них импровизировать. Я в своей группе использую песенки, на
которые нравится импровизировать мне: "Scarborough Fair" Саймона и
Гарфанкела, "She's Leaving Home" - The Beatles, "Moby Dick" - Led
Zeppelin, "Gunevere" - Crosby Stills and Nash... Мы просто ловим то, что
сейчас есть в атмосфере, как это делал и Майлс Дэвис, и все...Это вовсе не
значит, что новые темы обязательно сразу вытеснят старые. Я, например,
люблю играть "Sweet and Lovely" или "Easy To Love"..."
Джо Локк сейчас на подъеме. Будучи человеком огромной энергии, он готов
сейчас горы свернуть и надеется, что судьба ему позволит двигаться дальше
настолько же успешно, как это получалось у него в последние два года. А из
самых ярких впечатлений последнего времени называет концерты с Сесилом
Тейлором в знаменитом клубе Yoshi's в Окленде. "Мы с ним по три часа
обговаривали каждую пьесу. Один вечер мы могли ее играть полчаса строго по
намеченному плану, другой - часа два с половиной, понимаешь, одну пьесу,
четыре ноты по плану и дальше все спонтанно. Люди подходили и говорили:
"Спасибо вам за целебную силу вашей музыки". А из-за одного стола встали
шестеро и вышли из клуба, и один в дверях закричал: "What the fuck? Вы это
называете музыкой?!"...