Давид
Санчес - музыкант относительно молодой - ему в 2000 году исполняется 32,
но уже хорошо известный и даже, в некотором смысле, модный. Он - из числа
молодых саксофонистов, пришедших на широкую джазовую сцену в начале 90-х и
в значительной степени и составивших собой джазовое поколение 90-х. Причем
- в этом его своеобразие - он не американского, а пуэрториканского
происхождения и, соответственно, вносит в свою игру много элементов музыки
своей родной страны. И еще одно очень положительное его качество: в
отличие от столь многих музыкантов своего поколения, он умеет играть не
только громко и напористо, не только быть все время в состоянии
неконтролируемой музыкальной истерики. Он весьма тонок, изобретателен и
изыскан в своей игре. Иначе бы его не приглашали для записи такие звезды,
как Артуро Сандоваль, Рой Харгроув, "Мингус биг-бэнд", Том Харрел, Рой
Хэйнз, Кенни Баррон... Короче говоря, это - саксофонист Давид Санчес.
Именно Давид - так он сам произносит свое имя.
Мы беседуем с саксофонистом Давидом Санчесом в одном из автофургонов, в
которых оборудованы артистические комнаты для участников фестиваля
Лайонела Хэмптона в Москоу, Айдахо. Автофургоны установлены на поле
крытого стадиона, где проходит фестиваль, позади огромной разборной сцены.
По ту сторону сцены - трибуны, на которых собралось почти восемь тысяч
зрителей. Идет концерт, и по временам в салон фургона доносится рев толпы,
приветствующей выступающих на одной сцене со звездами юных музыкантов -
победителей конкурсной части фестиваля. Давид только что отыграл
получасовый сет в дуэте с другим выдающимся саксофонистом - россиянином
Игорем Бутманом. Настроение у пуэрториканского музыканта отличное, он все
время улыбается, говорит быстро, глотая слова - хотя он и живет в
Нью-Йорке с двадцатилетнего возраста, в его английском все еще чувствуется
очень заметный акцент, да и говорит он очень своеобразно, пересыпая речь
характерными жаргонизмами уличного нью-йоркского языка (я попытался
отчасти передать особенности его речи в русском переводе).
-
Привет, меня зовут Давид Санчес, я вырос в Гуайнабо, Пуэрто-Рико, ты
знаешь, потом я переехал в Нью-Йорк. Я учился в Нью-Джерси в университете
Ратгерс, играл с такими людьми, как Эдди Палмиери, Пакито д'Ривера,
Клаудио (Родити - ред.) еще в очень молодом возрасте - на латинской
сцене. Потом я поступил в оркестр Диззи Гиллеспи - это было в 1991 году.
Там я был до 93-го, ты знаешь. С тех пор я играл с такими людьми, мне
повезло с ними играть, с такими, как Кенни Баррон, Рой Хэйнс, Маккой
Тайнер, Элвин Джонс... это классный опыт. Я уже десять, на самом деле -
одиннадцать лет в Нью-Йорке живу, на самом-то деле. Ты говоришь, что начинал на латинской сцене. Эта музыкальная культура
все еще оказывает на тебя влияние? - Определенно, определенно, конечно! Я ведь, ты знаешь, начинал как
перкуссионист. Я на конго играл раньше, чем в школу пошел - и на пять лет
раньше, чем взял в руки дудку. И это оказало большое влияние на множество
вещей, которые я сейчас делаю - в музыке, ты знаешь, в сочинении, в моей
игре, так что это очень сильное влияние до сих пор оказывает. Какую свою запись ты считаешь лучшей? - Какую запись? Ты имеешь в виду, собственную или с кем-то? И то, и другое. - Ну-у... Вот это я даже не знаю, потому что их так много... С моими
собственными, где я лидер, проще - их всего четыре. Пятая еще только
выйдет... в августе. Или в июле, одно из двух. Что касается моих
собственных, то тут знаешь как - последний всегда лучший. На последнем я
играю в необычном для себя стиле, у меня там секстет, есть моя собственная
музыка, все, в общем, на очень высоком уровне. Я очень люблю предыдущую,
"Обсесьон" (Давид произносит название своего альбома 1998 г.
"Obsession" явно по-испански - ред.), которая в прошлом году была
номинирована на "Грэмми". Она другая - в более классическом таком
латин-джазовом стиле, с джазовыми аранжировками, я там сотрудничал с
деревянными духовыми, со струнным квартетом... А новый альбом, который
выйдет, он другой - я там иду ближе, понимаешь, к джазу, и в то же время
там много всяких сложных ритмических вещей, сложных метров, полиритмов.
Там у меня одну вещь играет Бранфорд, Бранфорд Марсалис, понимаешь.. Так
что для меня эта запись лучшая. И потом, я очень люблю массу своих записей
с кем-то. Вот например, альбом с Роем Хэйнсом - "Praise", который полтора
года назад мы записали. Это великая запись, и есть еще одна великая
запись, она только что вышла, альбом Кенни Баррона (он называется "Spirit
Song") - там на гитаре Рассел Малоун, и Эдди Хендерсон на трубе, Билли
Харт на барабанах, кто там еще был... Руфус Рейд на басу, ты знаешь... вот
это классная запись получилась. Расскажи поподробнее о том альбоме, который должен выйти. - Там, в основном, моя постоянная группа играет. Я там почти всю
музыку написал. Все вещи там очень пуэрториканские и в то же время такие,
понимаешь, на джаз ориентированные. Это для меня очень совершенная запись,
я там хотел, чтобы были слышны все краски, все ритмы... они так прямо в
лицо тебе летят... это получается джаз, но ты, в то же время, сам себе
говоришь: мужик, это же не совсем джаз, что за дела? Я хотел добиться
баланса между этими двумя музыкальными мирами. Там масса фольклорных дел,
понимаешь .И в то же время там слышно влияние Орнетта Коулмена,
Колтрейна... и джазового мэйнстрима... Все это сразу слышно,
одновременно... Кто
твои любимые саксофонисты? - Не обязательно тенористы? Потому что я и альтистов слушаю, и
вообще... Конечно - назови всех, кого хочешь. - Ну, конечно, Чарли Паркер. Потом - Сонни Роллинз, который - мой идол
на тенор-саксофоне. Декстер Гордон. Джон Колтрейн. Бен Уэбстер. Это те,
кто на меня оказали влияние - я имею в виду, на мою игру. Это те, от
которых я что-то брал, понимаешь. Но, опять-таки, еще есть столько
таких...которые не так впрямую действовали, понимаешь? Вот я могу назвать
Коулмена Хокинса. Потому что Коулмен Хокинс - тот источник, из которого
вышел Сонни Роллинз, а я учился у него. Или вот, скажем, Клиффорд Джордан.
Ты знаешь, он великий саксофонист, просто люди про него не говорят так
много, как он того заслуживает. Да, но главное влияние - это те, кого я
перед этим назвал. Что ты планируешь на ближайшие месяцы? Много ли ты гастролируешь? - Да, я был на гастролях перед тем, как сюда приехал (интервью
состоялось в конце февраля на фестивале Лайонела Хэмптона - ред.) - я
много играл с моей группой. Теперь, после этого фестиваля, я делаю с
группой перерыв, буду работать в ансамбле Кенни Баррона. Мы начинаем на
Западном побережье, проезжаем все побережье, потом едем на Восток - всю
дорогу играем музыку Кенни; потом я еду опять со своими пирогами, только
уже с чисто латинской программой, на гастроли в Кюрасао и вообще по
латинским странам; потом - назад в Штаты, и в июне я начинаю играть целую
серию концертов на канадских джазовых фестивалях, их там полно, и я буду
очень занят в июне... Потом в августе полно концертов в Штатах, в сентябре
я опять в Европу еду... В общем, такие планы - играю все время. Ну
хорошо, это, так сказать, ближайшие планы... А в дальнейшем? Есть у тебя
какие-то цели, которых тебе непременно хочется добиться? - (Смеется) Конечно, есть! Ну, например, я очень хочу как-то
оживить свой опыт перкуссиониста. Это ведь тоже я, тоже одна сторона меня
как творческого человека, понимаешь? Я хочу писать много всякой музыки, у
меня в голове есть всякие экспериментальные штуки... Я хочу смешивать
музыку из Бразилии, Пуэрто-Рико, Кубы, заставлять ее звучать универсально,
понимаешь - как музыку вселенной. Моя цель - не звучать прямолинейно, так
вот - бум! - чисто в одном стиле. Комбинировать, на самом деле. Так, чтобы
в музыке было слышно немного влияния отсюда, немного влияния оттуда, а все
вместе чтобы было сугубо моим, понимаешь. И чтобы в этом была
интерактивность, интуиция - то, что главным образом из джаза приходит. Это
одна цель. На самом деле другая цель в чем-то попроще - продолжать
записываться с людьми, перед которыми я преклоняюсь, как вот Кенни Баррон.
Я хочу, чтобы у меня был как бы документ о сотрудничестве с ними, в смысле
- чтобы что-то оставалось, чтобы я мог, слушая эти записи, изменять себя,
свой подход к музыке, совершенствоваться, а не просто думать - вот, мол,
это я играю с великим музыкантом! (смеется).
Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные
здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое
воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать,
радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного
разрешения автора.