www.moshkow.net
на главную
ENGLISH

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2023: фундаментальный труд «джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (бумажное издание)
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - первое издание 2010, в продаже 6-е издание (2022)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! - 5-е издание (2022)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи с 1996
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) с 1997
new лекции о музыке с 2013
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
страница вконтакте

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2023
© design, content, photos
hosted by REG.RU

 

Джаз в новой России: 1991-2000

Материал подготовлен для готовящейся к изданию Джазовой энциклопедии

© Кирилл Мошков, 2000

Номинально более чем семидесятилетняя, история джаза в России в ее современном виде началась в конце 50-х, когда на волне хрущевской "оттепели" наметилась некоторая либерализация в отношении "советской культуры" к ее нелюбимому пасынку, рожденному за океаном. Никуда не деться от того, что советский джаз был уж очень советским, как и все, что жило на территории "великого и могучего", - совсем не таким, как в других странах (если и не музыкально, то по формам бытования). Пусть джаз сам себя осознавал чем-то отдельным, едва ли даже не противостоящим официозному "совку" - он, бытуя в определенном обществе, по определению одного российского мыслителя не мог быть свободным от этого общества. И когда общество это в прежних своих формах перестало существовать (а точнее, перестали существовать его общественные установления и институты), то, покуда взбаламученный социум мучительно приспосабливался и приспосабливается к нечаянной смене общественно-экономической формации, джаз в России на какой-то момент (1992-93 гг.) вообще едва не отдал Богу душу. Но развитие новых установлений и форм общественной жизни востребовало и новые формы музыкальной индустрии, частью которой - пусть малой и неприбыльной, но творчески активной и превосходящей многие иные части этой индустрии уровнем мышления и креативности - является джаз. Именно этот непростой и непрямой процесс приспособления джазового искусства к новым формам его общественного бытования и составил короткую пока историю джаза новой России.
Раньше всего изменения коснулись прежней гастрольно-филармонической и фестивальной системы, посредством которой в 60-80-е гг. осуществлялся прямой контакт между джазовыми музыкантами и взыскующими их искусства немногочисленными, но стабильными в своем количестве представителями широкой публики. Прежняя система позволяла музыкантам ездить по всей стране и играть для самых неожиданных аудиторий, среди которых нет-нет да находились люди, в душе которых искусство музыкальной импровизации в разных его формах отыскивало отклик. В течение 1992-94 гг. система эта рухнула, и на обломках ее стала медленно рождаться новая система бытования джазовых музыкантов, включающая отдельные очаги филармонической деятельности, немногочисленные джазовые клубы, систему промоутеров-энтузиастов (в силу естественно-популяционных причин разбросанную по территории России прихотливо и безо всякой системы) и джазовых фестивалей разного уровня и калибра. По стране пролегли новые, проверенные рыночными отношениями гастрольные маршруты, каковые выстраивались музыкантами подобно усилиям саперов на незнакомой местности: рванет - не рванет? Обманут - не обманут? Заплатят - не заплатят? К концу 90-х новая система, как бы странно и нелогично они ни выглядела, в целом сформировалась; ее жизнеспособность подтверждает хотя бы тот факт, что после печально знаменитого августовского экономического кризиса 1998 г. гастрольно-фестивальная деятельность на джазовом поле в России замерла самое большее на два-три месяца, а затем снова началось движение.

Следующая глава обзора

© Кирилл Мошков для Джазовой энциклопедии, 2000

главная страница
оглавление обзоров

главная страница