8 ноября
2008 Кирилл Мошков
представил книгу"Индустрия джаза в Америке"
в санкт-петербургском клубе "Книги и кофе" (наб. Макарова, 10/1, м.
"Василеостровская")
Автор представил книгу на "Радио России" (программа
Михаила Митропольского "Бесконечное приближение"):
текстовый транскрипт и аудио (19.07.08)
30 июля
2008, Москва, Библиотека иностранной литературы,
Американский центр в Москве - состоялась презентация книги
Кирилла Мошкова "Индустрия джаза в Америке" (издательство "Планета
музыки", 2008).
Передача книги библиотеке Американского центра (справа - заместитель
директора Центра Магдалена Сластушинская)
Кирилл Мошков и региональный директор программы "Открытый мир" по
России Александр Хилков
Выступление председателя Московской секции Ассоциации джазовых
журналистов (JJA) Дмитрия Ухова
1. От автора
Эта книга — результат 11 поездок в Соединенные Штаты, совершённых в
1998-2007 годах. За семь с лишним месяцев, в общей сложности проведенных в
Штатах, я встретился со множеством людей и посетил не так уж мало мест
(штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Коннектикут, Массачусетс,
Иллинойс, Калифорния, Вашингтон, Айдахо и Орегон; из больших городов —
Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско, Сиэтл и Портланд, плюс два
десятка менее крупных). Поводы моих визитов в эту страну были связаны
исключительно с джазом, многолетним предметом моей журналистской
специализации, и встречался я с людьми, в большинстве своём связанными с
джазом. Эта книга — в первую очередь взгляд на американский джаз, на
единственную созданную на земле этой страны до конца оригинальную
современную музыкальную форму, «классическую музыку Америки», как о ней
говорят сами американцы, и в то же время — на самую небогатую, самую
обособленную, самую, извините за грубую прозу, низкооплачиваемую часть
американского шоу-бизнеса. При этом главная часть повествования — не
статистические данные, не бизнес-модели, не мои собственные построения
(хотя и то, и другое, и третье здесь есть); главное — это взгляд на джаз
через призму личностного, индивидуального восприятия людей, которые
работают на джаз, ради джаза и во имя джаза.
Ещё одна особенность выбранного мной ракурса — то, что я рассматриваю джаз
не только (и даже не столько) с точки зрения творцов, музыкантов, как это
делается обычно. Безусловно, музыку делают именно музыканты. Но музыка как
явление общественной жизни, как часть, выражаясь марксистским воляпюком,
«надстройки» человеческого общества, в конце концов — как товар, как
объект-субъект определённой отрасли бизнеса (в данном случае —
шоу-бизнеса), не может существовать только усилиями одних музыкантов. В
индустрии музыки (пусть и в такой узкой её отрасли, как джаз) работает
множество людей других профессий, без которых выход музыки непосредственно
на потребительский рынок, превращение её в товар (неважно, насколько
широко продаваемый) и, в современных условиях, следовательно — само
дальнейшее существование музыкантов, их возможность творить, создавать
музыку и дальше — были бы невозможны. Эти люди — продюсеры, создающие
записи музыкантов, те самые альбомы, что расходятся затем по всему миру;
звукорежиссёры — те, кто непосредственно записывает эти альбомы (в
американской терминологии — звукоинженеры); владельцы и менеджеры клубов,
дающие музыкантам их хлеб насущный и кормящую их аудиторию, а публике —
возможность увидеть и услышать музыкантов живьём; это организаторы
фестивалей, которые в современных условиях позволяют музыкантам показывать
максимально широкой публике свои самые интересные, творческие программы;
это мои коллеги-журналисты, которые обеспечивают прямую и обратную связь
музыкантов с аудиторией; работники радиостанций, без которых, в
американских условиях, аудитория музыкантов была бы мизерной; и, наконец,
те, кто обеспечивает появление новых и новых поколений музыкантов —
учителя, преподаватели музыки.
Музыканты в массе своей — довольно своеобразные собеседники. Во-первых,
далеко не все они мастера говорить: у них всё-таки другая профессия.
Во-вторых, даже если они как раз мастера говорить, они в большинстве своём
страшные индивидуалисты и обладают довольно причудливыми с точки зрения
обычного слушателя-читателя взглядами на мир и на музыку. Это, безусловно,
очень интересно — выявлять их взгляды. Но это задача для другого
исследования, которое было бы посвящено очередной попытке раскрыть общее
или частное в мире творческой индивидуальности, творца, Проводника. Не
говорю, что такое исследование мне, как журналисту, неинтересно; просто в
рамках данной книги я ставил перед собой иные задачи.
Меня в рамках этой книги больше интересует взгляд тех людей, что работают
здесь же, в этой же отрасли, и не могут существовать без музыкантов — при
том, что и музыканты, по большому счёту, не могут существовать без них —
без преподавателей, продюсеров, звукоинженеров, журналистов, без фирм
грамзаписи, радио, клубов и фестивалей.
Конечно, это не означает, что музыканты здесь вовсе отсутствуют. Они здесь
есть — в той мере, в какой сами они задействованы в индустрии. Типичный
пример — хорошо знакомый всемирной джазовой аудитории саксофонист Джон
Зорн. Интервью с ним присутствует в тексте книги, но в нём Джон
рассказывает вовсе не о своих новых записях или творческих концепциях, а о
своей деятельности в качестве продюсера и главы фирмы грамзаписи.
Еще один важный момент. Эта книга — ни в коем случае не энциклопедия, не
следует искать в ней всеохватности. При всей своей кажущейся узости,
выбранная мной тема охватывает около ста лет истории вопроса, а поскольку
джаз — музыка личностей, то и личностей этих за сто лет набралось ой как
немало. Поэтому я выбрал форму, которая позволяет делать те или иные
выводы на основании анализа отдельных явлений, выделяемых мной как
наиболее характерные. Почему я выбрал те примеры, которые выбрал — это уже
другой разговор, но, поверьте, это осознанный и не случайный выбор. Если,
допустим, в главу о продюсерах вошли Джордж Авакян, Боб Карси и Майкл
Кускуна — это вовсе не означает, что я умаляю значение, скажем, Крида
Тейлора или Томми ЛиПумы. Это результат действия сразу нескольких
факторов, не последнюю роль среди которых сыграло простое журналистское
везение — удалось встретиться именно с этим человеком, а не с другим. При
этом для конечного результата разница невелика: личный опыт, персональный
взгляд каждого из этих людей в конце концов ложится дополнительным мазком
в одну и ту же картину, уловить контуры которой за их индивидуальными
мнениями совсем несложно. Но, естественно, все эти встречи не были
спонтанными: каждая из 11 моих поездок в США потребовала долгой и
тщательной предварительной организации.
Конечно, невозможно писать о джазовой индустрии на основании одних только
интервью. По необходимости я пользовался и письменными источниками.
Основные источники, задействованные мной в этой работе, перечислены в
библиографии, приведённой в конце книги. Кроме книг и журнальных
публикаций, я активно использовал открытые данные американских
общественных организаций (в диапазоне от Recording Industry Association
of America до Jazz Institute of Chicago). Но, подчеркиваю,
основа — это именно личные встречи, поскольку меня интересует не
абстрактное «положение дел» (для его исследования, при нынешнем развитии
телекоммуникаций, совсем не нужно тратиться на авиабилеты — достаточно
интернета и электронной почты), а люди, которые это «положение дел»
создают, условия, в которых они живут и работают, и места, в которых
происходит их деятельность. Это ведь взгляд не только на музыку — потому
что джаз существует не в безвоздушном пространстве. Это взгляд на страну,
которая его породила, на людей, без которых он, этот горячо любимый мною
вид музыкального искусства, не смог бы существовать, и на общество, в
котором эти люди живут — и которое мы знаем недостаточно хорошо. Это —
книга в первую очередь об индустрии, о музыкальном бизнесе, о рабочей
среде, в которой американский джаз живет и развивается сегодня. Именно
поэтому мы так подробно и на такие разнообразные темы беседуем с героями
этой книги: эти люди интересны мне не только и даже не столько как
носители определённой функции или должности; мне важно показать, что они
думают, как чувствуют, каковы их представления о том деле, которому они
посвятили свою жизнь или хотя бы часть её — то есть о джазе.
* *
*
Структура книги
Существующие книги о джазовой индустрии, как правило, построены с точки
зрения музыканта - как своего рода пособие или путеводитель: как найти
работу в клубе, как сделать демо-запись, как получить контракт с фирмой
грамзаписи. Для нас такой подход не годится: мы смотрим на джаз с иной
точки зрения, с точки зрения тех, кто работает в индустрии, помогая
музыкантам доносить свое искусство до слушателя. Поэтому я построил
изложение материала по той же, так сказать, хронологической схеме - от
начала карьеры музыканта к его зрелым годам; - но при этом мы смотрим на
эту схему под другим углом.
Мы начинаем с тех, с кого начинается карьера каждого музыканта - с тех,
кто учит музыкантов играть, с преподавателей, - и узнаем, как работает
система джазового образования в США и каковы ее особенности в разных
учебных заведениях, от самых известных до самых небольших.
Следующая часть посвящена главным сферам "живого", непосредственного
бытования джаза - фестивалям, концертам и клубам. Мы рассматриваем
принципы работы самых разных по масштабам и направленности фестивалей в
разных уголках страны и концертных организаций (все это - через
персональный взгляд людей, которые непосредственно проводят эти фестивали
и концерты), а также общую картину движения джазовых клубов в Америке и
взгляды на джаз отдельных владельцев клубов.
Отдельная (и крайне важная) тема - джаз в грамзаписи. Мы говорим о
современных тенденциях в этой отрасли, рассматриваем принципы работы
ведущих продюсеров и звукоинженеров, изучаем деятельность отдельных
звукозаписывающих фирм - опять-таки через призму восприятия возглавляющих
эти фирмы людей.
Последняя наша тема - осмысление джаза, его изучение, его связь с
аудиторией через средства массовой информации. Мы начинаем с
исследователей джаза - в первую очередь историков - на примере работы
различных исследовательских учреждений. Далее мы говорим о джазовой
журналистике - инструменте самоосознания джазового сообщества - в
историческим плане и в настоящее время; о непростых взаимоотношениях между
масс-медиа и музыкантами, о том, каким современный американский джаз
видится из редакций СМИ. Мы также подробно изучаем деятельность джазового
радио (и вновь - в первую очередь - с точки зрения работающих в этом
интереснейшем секторе джазового сообщества людей). Книга заканчивается
рассказом о деятельности профессиональной организации джазовых
журналистов, призванной "устанавливать новые стандарты" джазовой критики.
Оглавление
a. От автора
b. Структура книги
1. Джазовое образование: кто и как
преподает джаз в Америке
• История джазового образования: краткий обзор
• Колледж Беркли (Бостон, Массачусетс)
• Консерватория Новой Англии (Бостон, Массачусетс)
• Джазовая программа Университета Новой Школы (Нью-Йорк)
• Другие школы: от мегаполисов до фермерских полей
• — Северо-Западный Университет (Эванстон, Иллинойс)
• — Колледж Элмхёрст (Элмхёрст, Иллинойс)
• — Джазовая программа Университета Луивилла (Луивилл, Кентукки)
• — Музыкальная школа им. Лайонела Хэмптона (Москоу, Айдахо)
• — Барабанщик Пол Вертико: «Как я преподаю джаз в Чикаго»2. Джаз и
его публика.
2. Фестивали, концерты, клубы
Фестивали и концерты: кто и как их проводит
— Джаз на стадионе? В Айдахо это умеют…
— Jazz Institute of Chicago: «жить и умереть совместно с…»
— SFJAZZ: Здоровый коммерческий подход?
— Kingston Jazz Festival: «Джаз требует страсти»
Миф об американских джаз-клубах
— Джон Димитриу, Jazz Alley, Сиэтл: «Сюда идут просто потому, что
это — Jazz Alley»
— Джо Сигал, Jazz Showcase, Чикаго: «Хороших музыкантов много.
Гигантов больше нет»
— Майкл Дорф, создатель Knitting Factory (Нью-Йорк)
3. Джаз в грамзаписи. Продюсеры,
звукорежиссеры, звукоинженеры
Что меняется в записи джаза?
Звукорежиссёр Руди Ван Гелдер: полвека за пультом
Звукорежиссёр Том Лазарус: надо уметь все
Звукорежиссёр Джим Андерсон: «Записывать только то, что мне
нравится»
Продюсер Джордж Авакян, кавалер ордена Ленина
Продюсер Боб Карси: «Arkadia Records — это команда»
Продюсер-музыкант Джон Зорн и его Tzadik
Продюсер Майкл Кускуна и его эталонные переиздания
Blue Note: история великого лейбла
4. Джаз как наука: кто и как исследует
джаз в Америке
Кому нужен Институт джазовых исследований?
Джазовый архив Чикаго и его хозяйка
Сын за отца: Брюс Бойд Рэйберн из Хогановского Архива, Нью-Орлеан
5. Джаз в масс-медиа. Радио и пресса
Критик Ховард Рейх, «Чикаго Трибьюн»: «Деньги — не главное в джазе»
Журнал Down Beat: 80 лет истории джаза
Интернет и джаз: опыт Уэйна Сарояна
Джазовое радио как оно есть: WBGO, KCSM и другие слова из четырех
букв